Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Глава 10. Возрастная регрессия и временная прогрессия


Эриксоновский гипноз. М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева

Это было тогда, когда папины ботинки были такими большими...

Милтон Эриксон

10.1. Континуум возрастной регрессии

Возрастная регрессия - это классический гипнотический феномен. Он заключается в том, что человек как бы возвращается в какой-то из прошлых моментов своей жизни.

Фактически возрастная регрессия - это не один единственный феномен, а это континуум, который лежит между двумя крайними полюсами - двумя феноменами.

Один из них - гипермнезия. Буквально это означает «сверхпамять», «повышенное воспоминание». Человек находится в своём реальном возрасте, он просто вспоминает какой-то эпизод из своей жизни, но вспоминает его очень ярко, очень подробно, намного подробнее, чем, обычно.

Второй феномен - ревификация, буквально - «повторное проживание». Человек проживает какой-то из предшествующих эпизодов своей жизни так, словно он действительно имеет этот возраст (например, ведёт себя как шестилетний ребёнок). 

Иногда ревификацию называют «истинной возрастной регрессией», но на самом деле возрастной регрессией является всё, что расположено» между гипермнезией и ревификацией, - весь этот богатый ряд феноменов. В возрастной регрессии человек может находиться в любой точке этого континуума. Он может находиться ближе к ревификации, это может быть чистая гипермнезия - просто воспоминание, но очень яркое и детальное; это может быть гипермнезия с элементами ревификации: человек вспоминает, а в отдельные моменты - проживает своё воспоминание.

При всех субъективных перемещениях во времени (и в прошлое, и в будущее) перед тем, как выводить клиента из транса, его надо вернуть в реальный возраст.

Все субъективные перемещения во времени (и регрессия, и прогрессия) удаются легче, если перед этим сделать дезориентацию во времени.

Существует так называемый «парадокс возрастной регрессии». Если регрессия - это действительно проживание какого-то прошлого периода своей жизни как реальности, то для человека не существует ничего из того, что было после этого: это время для него ещё не наступило. В том числе не существует ни терапевта, ни сеанса гипноза, а следовательно, не существует и возрастной регрессии. Но она существует.

Это значит, что даже при самой глубокой регрессии нет полного повторного проживания, какая-то часть сознания (или бессознательного?) субъекта продолжает поддерживать контакт с реальностью.

Эриксон даёт достаточно взвешенное определение возрастной регрессии: «Какая-то часть личности возвращается к способам выражения, характерным для более ранних периодов развития».

Все гипнотические феномены имеют свои повседневные аналоги. Есть повседневные проявления амнезии, анестезии, диссоциации. Точно так же есть и повседневная возрастная регрессия. Человек встречает старого приятеля, читает книгу, смотрит фильм - и начинают всплывать воспоминания... практически у всех дома хранится надёжная техника, позволяющая вызывать у себя возрастную регрессию. Конечно, это альбом с фотографиями. Он для этого и предназначен - для того, чтобы вызывать у себя воспоминания о каком-то периоде своей жизни, то есть возрастную регрессию. Потому что с внешней опорой это делать намного легче, чем без опоры. Соответственно, есть и гипнотические техники, построенные на использовании альбома с фотографиями.

Итак, возрастная регрессия - это гипнотический феномен. Он может быть использован в терапевтическом плане.

10.2. Стратегии использования возрастной регрессии

В терапевтическом плане есть две основные стратегии использования возрастной регрессии, в рамках каждой из которых имеется множество техник.

Первая стратегия - «поиск травмы». Возрастная регрессия используется для того, чтобы найти в прошлом травматическое событие, продолжающее негативно влиять на жизнь субъекта. Это близко к гипноанализу. Фактически, все техники гипноанализа одновременно являются техниками возрастной регрессии, так как человек обращается к своему прошлому, так что деление здесь достаточно условное.

Очень часто травматические ситуации - это ситуации детства. Конечно же, ребёнок не может видеть и понимать ситуацию целиком; часто «травматичность» ситуаций является результатом её частичного восприятия. Иногда бывает достаточно дать возможность взглянуть на ситуацию по-иному, по-новому, имея в своём распоряжении все ресурсы и возможности взрослого человека для того, чтобы наступили позитивные изменения.

Вторая стратегия - поиск ресурса. Эта стратегия используется уже в сопровождении в приятном воспоминании. Возрастная регрессия используется для того, чтобы «оживить» позитивный опыт, субъективно переместиться времени назад к моментам успеха, достижения радости. 

Ресурсом является любой успех в любом возрасте и в любом виде деятельности. Поэтому клиента всегда расспрашивают не только о проблеме, но и о ресурсах - что нравится, что доставляет удовольствие, что хорошо получается сейчас или хорошо получалось раньше. 

Иногда конкретный ресурс неизвестен - и тогда используется техника неопределённых слов, а иногда известен - и тогда можно делать сопровождение в конкретную ситуацию с выходом на ресурсное чувство - уверенности, или компетентности, или радости и так далее, после чего можно обратиться к бессознательному, которое  «может найти... оптимальные пути и способы использования этого ресурса... применительно к нынешним и будущим ситуациям его жизни... и привести его в действие... в соответствии с этими путями и способами...»

10.3. Техники создания возрастной регрессии

Прямая техника 

Прямая техника часто используется в традиционном гипнозе. Но даже её можно выполнить по-эриксоновски - мягко и недирективио. Клиенту, находящемуся в трансе, достаточно прямо предлагают возвращаться во времени назад и становиться всё моложе, всё меньше. Иногда при этом возникают интересные ощущения: действительно меняются субъективно воспринимаемые пропорции тела и оно воспринимается как маленькое. 

Получив регрессию, можно расспросить клиента о том, 
- где он находится, 
- что происходит, 
- что он при этом чувствует. 

Можно предложить ему воспользоваться ресурсами, заключёнными в этом возрасте и этой ситуации.

Использование образов

Для того, чтобы способствовать возрастной регрессии, клиенту предлагают различные образы, помогающие использовать воображение. Часто с этой целью используются следующие группы образов.

А. Транспортное средство

Перемещение во времени предлагается осуществить с помощью транспортного средства. Это может быть поезд, самолёт, пароход, велосипед - что угодно. Можно спросить самого клиента, какой транспорт больше всего подходит для путешествия во времени.

Есть транспорт, специально сконструированный для путешествий во времени - машина времени. Там можно на специальном табло выставить год, а можно - возраст.

Хороший транспорт для путешествий во времени - карусель. Садишься на карусель и с каждый кругом становишься всё моложе и моложе...

Можно «усадить» клиента на трёхколесный велосипед или педальную машинку. Сначала - неудобно, ноги стукаются о руль, приходится горбиться... но затем становится всё удобнее и удобнее, и каждый поворот педалей продвигает на год в прошлое...

Пункт назначения можно обозначать по-разному.

Можно в самом общем виде: «Ситуация, связанная с причинами вашей проблемы».

Если больше интересуют ресурсы, можно сказать «Ситуация, связанная с решением вашей проблемы».

А можно «Ситуация, связанная с причинами, а возможно, и с решением вашей проблемы».

Если известна конкретная травматическая ситуация - можно отправляться прямо в неё.

Можно отправляться в конкретный год или конкретный возраст.

То есть, формулировка «пункта назначения» зависит от стоящей задачи.

Б. Средства измерения времени  

Это могут быть часы, стрелки которых вращаются в обратную сторону.

Это может быть отрывной календарь, листки которого возвращаются на место (или перекидной календарь, листки на котором перелистываются в обратную сторону).

В. Носители информации  

Это может быть «Книга жизни», в которой записаны прожитые события. Это могут быть видеоленты, на которых записаны прожитые события. Это могут быть фотографии прожитых событий.

Г. Вещи  

Мощный инструмент, способствующий созданию возрастной регрессии - вещи, которые окружали в детстве. Можно напомнить 
- «игрушки, в которые ты играл», 
- «одежду (обувь), которую ты носил», 
- «книги, которые тебе читали (ты читал)» и т. д.

Сеанс с использованием возрастной регрессии 

Предъявлена проблема страха.

Наведение 

«Сейчас вы можете сесть удобно... услышать окружающие вас звуки... осознать положение своего тела на этом кресле... закрыть глаза...

И представить себе лестницу... лестницу транса... в которой десять ступеней...

И начать в своём воображении спускаться по ней... погружаясь при этом в транс всё глубже и глубже... по мере того, как я считаю для вас эти ступени...

Один... вы на время удаляетесь от всего, что вас окружает...

Два... и вы на время удаляетесь от привычной логики... логики сознательного разума...

Три... и при этом происходят изменения... изменения тонуса тела... дыхания... кровообращения...

Четыре... изменение соотношения работы полушарий головного мозга...

Пять... половина пути к оптимальному уровню транса... Шесть... всё ближе и ближе к иной реальности - реальности транса...

Семь... которая на какое-то время может стать для вас единственно реальной реальностью...

Восемь... всё глубже и глубже...

И девять...

И десять...»

Углубление

Рука выводится в каталепсию.

«И когда вы будете готовы к тому, чтобы этот транс ещё немного углубился... рука начнёт медленно опускаться... искренним непроизвольным движением...»

Когда рука начала опускаться:

«И по мере того, как рука опускается... транс углубляется... и когда рука опустится полностью... это будет хороший глубокий транс...»

Пауза до полного опускания руки.

Дезориентация во времени

«И можно забыть о руке... человек о многом забывает... он забывает номера телефонов... назначенные встречи... даты... иногда путает дни недели... а иногда даже месяцы и годы... и забывает свой возраст...»

Возрастная регрессия

«И в своём воображении... вы можете отправиться на вокзал... на особый вокзал... с которого ходят особые поезда... они отправляются во времени назад... в прошлое...

И вы можете выбрать подходящий поезд... и войти в него... и занять подходящее место... и удобно устроиться на нём... и когда вы расположитесь удобно... вы дадите мне об этом знать, приподняв указательный палец правой руки...»

Пауза до сигнала пальцем. 

«Хорошо... и поезд начинает двигаться... он движется во времени назад... в прошлое... и за окном проплывают события вчерашнего дня... и позавчерашнего... и позапозавчерашнего... и поезд набирает ход... и движется быстрее... и за окном проходят события прошлой недели... и прошлого месяца... и поезд движется всё быстрее... и быстрее... и события за окном сливаются... и проносятся очень быстро... поезд движется быстро... назад во времени...»

Пауза.

«И вот поезд замедляет ход... и движется всё медленнее и медленнее... и останавливается... и когда ты выйдешь из поезда... ты окажешься в какой-то ситуации своей жизни... которая связана с причинами твоей проблемы... и когда ты окажешься в этой ситуации... палец даст об этом знать...»

Пауза до сигнала пальцем.

«Очень хорошо. Оставаясь в трансе, пробуди мышцы губ и языка и расскажи мне об этой ситуации».

Клиент описывает ситуацию. Например:

«Мне шесть лет... я один... на меня лает большая собака... мне страшно».

При необходимости ему можно задавать дополнительные вопросы.

Терапевтическая интервенция

Терапевтическая интервенция может быть разной. В данном случае использована разновидность двухуровневой диссоциированной возрастной регрессии «Работа с внутренним ребёнком» (см. далее).

«И такой, какой ты сейчас... большой... взрослый... сильный... ты можешь отправиться на помощь себе маленькому... отогнать собаку... взять себя за руку... успокоить... и объяснить этому малышу... что собака сама его боится... и научить его прогонять её... может быть, взять палку и замахнуться... и он делает это и у него получается... и он смеётся... ему радостно...

И ты можешь вновь сесть в поезд... и поезд трогается в обратный путь...в то время как глубинная часть самого тебя... позволяет тебе на полностью бессознательном уровне заново прожить важные моменты твоей жизни... в которых ты испытывал это дискомфортное чувство... прожить их по-иному... по-новому... так, словно ты всегда обладал этим ресурсом...»

Выведение из транса

«И вы возвращаетесь... в настоящее... в своей реальный возраст... в своём собственном темпе... и когда вы полностью вернётесь... вы сделаете глубокий вдох... и откроете глаза... и выйдете из транса... полностью присутствующим, здесь и сейчас.... В своём собственном темпе».

Пауза до выхода клиента из транса.

10.4. Двухуровневая Диссоциированная возрастная регрессия

Существует разновидность возрастной регрессии, которая называется «Двухуровневая диссоциированная регрессия», иди «Диссоциированная регрессия».

При диссоциированной возрастной регрессии человек остается в своём реальном возрасте и видит себя во внушённом возрасте как бы со стороны. 

Диссоциированная регрессия позволяет «Отстраниться» от травматического события и даёт возможность при необходимости изменить его. Эриксон говорил о том, что эту форму регрессии легче всего получить и она интереснее всего в терапевтическом плане. 

Техники диссоциированной регрессии построены на двух основных принципах: 
- отделить событие от человека (то есть, дать возможность взглянуть на него со стороны) и 
- осуществить с этим событием какие-то действия, приводящие к позитивному изменению.

Одну из разновидностей двухуровневой диссоциированной регрессии иногда описывают как отдельную технику, а иногда даже как отдельное направление психотерапии; это работа с так называемым «внутренним ребёнком». Основная идея этой группы техник заключается в том, что все те возраста, которые человек прожил, никуда не делись, все эти «дети», которыми он был - внутри него, и можно прийти к ним на помощь в трудные минуты их жизни, тем самым помогая самому себе.

Ещё одно название этой группы техник - «Рипэрентинг» (Reparenting) - повторное родительство. Имеется в виду, что ни у кого не было идеальных родителей. Они могли быть ближе к идеалу или дальше от него, но они не были идеальными. И все в детстве чего-то недополучили. Обычно это «что-то» - это удовлетворение эмоциональных потребностей. И в трансе можно как бы стать родителем самому себе («повторное родительство») и додать себе то, что недодано.

Сеанс с использованием двухуровневой диссоциированной регрессии 

Наведение 

«Сейчас вы можете сесть удобно... услышать окружающие вас звуки... ощутить положение своего тела на этом кресле... закрыть глаза...

И представить себе лестницу... лестницу транса... в которой десять ступеней...

И начать в своём воображении спускаться по ней... погружаясь при этом в транс всё глубже и глубже... по мере того, как я считаю для вас эти ступени...

Один... вы на время удаляетесь от всего, что вас окружает...

Два... и вы на время удаляетесь от привычной логики... логики сознательного разума...

Три... и при этом происходят изменения... изменения тонуса тела... дыхания... кровообращения... 

Четыре... изменение соотношения работы полушарий головного мозга...

Пять... половина пути к оптимальному уровню транса...

Шесть... всё ближе и ближе к иной реальности - реальности транса...

Семь... которая на какое-то время может стать для вас единственно реальной реальностью...

Восемь... всё глубже и глубже...

И девять...

И десять...»

Углубление 

Рука выводится в каталепсию.

«И когда вы будете готовы к тому, чтобы этот транс ещё немного углубился... рука начнёт медленно опускаться... искренним непроизвольным движением...» 

Когда рука начала опускаться:

«И по мере того как рука опускается... транс углубляется... и когда рука опустится полностью... это будет хороший глубокий транс...» 

Пауза до полного опускания руки.

Дезориентация во времени

«И можно забыть о руке... человек о многом забывает... он забывает номера телефонов... назначенные встречи... даты... иногда путает дни недели... а иногда даже месяцы и годы... и забывает свой возраст...»

Возрастная регрессия

«И в своём воображении вы можете представить себе дверь... и я не знаю, какого она цвета... какой формы и какого цвета ручка... и из какого материала она сделана...

И когда вы входите в эту дверь... вы оказываетесь в длинном коридоре... по бокам которого также находятся двери... и на первой из дверей есть цифра... это - ваш нынешний возраст... и на остальных дверях тоже есть цифры... они идут по убывающей... и вы начинаете продвигаться по коридору... и цифры на дверях становятся все меньше... и позади осталась цифра двадцать пять... и цифра двадцать... и цифра восемнадцать... и цифра шестнадцать... и цифра тринадцать... и цифра десять... и цифра восемь... и цифра семь... и цифра шесть...

По своему выбору остановитесь перед дверью с цифрой пять, или цифрой четыре, или цифрой три...» 

Встреча с «внутренним ребёнком»

«Когда вы входите, вы оказываетесь в хорошо вам знакомом помещении - это то помещение, в котором вы жили, когда вам было столько лет, сколько указано на двери. И там вы обнаруживаете ребёнка - это вы сами в этом возрасте. И вы можете сделать всё, что считаете нужным, для того, чтобы оказать ему помощь и поддержку, для того, чтобы он чувствовал себя комфортно. Может быть, вы с ним поговорите, может быть, поиграете, может быть - просто возьмёте на руки... всё, что считаете нужным».

Выведение из транса

«И когда сделано всё, что необходимо... вы прощаетесь с ним... если хотите, можете пообещать, что ещё придёте к нему...

И возвращаетесь... в настоящее... « своём собственном темпе... и когда полностью вернётесь... сделаете глубокий вдох... и откроете глаза... и выйдете из транса... полностью присутствующим, здесь и сейчас... В своём собственном темпе».

Пауза до выхода клиента из транса.

10.5. Доска почёта

Техника «Доска почёта» разработана М. Р. Гинзбургом как ресурсная техника, направленная на повышение самооценки, укрепление силы «Я». Основная идея техники заключается в том, чтобы предложить клиенту уйти в глубокую диссоциированную регрессию, а затем продвигаться вперёд во времени, отыскивая в каждом из возрастов ресурсные моменты. 

Техника выполняется в лёгком трансе.

Возможны два варианта проведения техники:

1) с предварительным формальным наведением транса;

2) без предварительного наведения - в жанре «разговорный гипноз».

В последнем случае техника используется как «упражнение на воображение», транс достигается и углубляется за счёт создания внутреннего фокуса внимания и ратификации минимальных признаков транса. Это требует хорошего владения базовыми техниками эриксоновского гипноза.

После того, как клиент закрыл глаза (спонтанно - в ходе наведения транса, или по просьбе терапевта для выполнения «упражнения на воображение»), терапевт предлагает ему мысленно представить себе доску почёта, на которой написано имя клиента - примерно следующим образом:

«И сейчас вы можете представить себе доску почёта. На ней так и написано - "Доска почёта". И ещё на ней написано: "Татьяна Иванова"»  (имя клиента).

Можно запросить у клиента подтверждающий идеомоторный сигнал:

«И когда вы представите это себе достаточно ясно, вы кивнёте головой». 

Терапевт продолжает:

«И вот на доске появляется первая фотография. Это ваша первая фотография. На ней изображен новорождённый младенец. А на доску почёта никогда не помещают просто так - всегда за что-то хорошее. И вот под фотографией появляется подпись: "За..." За что?»

Получив от клиента ответ, терапевт фиксирует его в протоколе, указав соответствующий возраст, например:

0 - «За то, что родилась».

Терапевт продолжает:

«Я на доске появляется следующая фотография, на которой вам один год. И под фотографией подпись: "За..." За что?»

Ответ клиента фиксируется с указанием возраста, например:

1 - «За то, что хорошо развивалась».

Таким образом, с появлением каждой новой фотографии клиент вынужден осуществлять внутренний поиск, направленный на обнаружение позитивных размерностей опыта в данном возрасте. Если на какой-либо возраст клиент отвечает: «Не знаю», «Нет подписи», терапевт настаивает:

«На доску почёта никогда не помещают просто так - всегда за что-то хорошее. За что?»

Как правило, клиент в итоге находит соответствующую подпись.

Если клиент пытается уйти от ответа: «Не вижу», «Слишком мелко написано», терапевт отвечает:

«Придумайте».

В крайнем случае - при категорическом отказе - возраст пропускается, это значит, что в этом возрасте имеется серьёзная травма. 

В итоге терапевт получает список возрастов и соответствующие им подписи под фотографиями. В начале возрасты следует брать достаточно часто, взрослые возрасты - можно реже. В подборе возрастов следует опираться на психологические представления о периодизации возрастного развития. Обязательно следует взять так называемые «кризисные» возрасты. Если известно о каких-либо травматических событиях, следует указать возрасты, в которых произошли эти события.

Опыт показывает, что полезно брать «фотографии» следующих возрастов:
0 (рождение);
1 год (кризис 1 года);
3 года (кризис 3 лет);
5 лет (дошкольный возраста);
7 лет (поступление в школу);
10 лет (младший подростковый возраста);
12-13 лет (средний подростковый возраст);
15-16 лет (старший подростковый возраст);
18 лет (младший юношеский возраст);
20-21 год (старший юношеский возраст);
Дальше можно идти интервалами по 5 лет:
25 лет;
30 лет;
35 лет;
и т. д.

Заключительной должна быть «фотография, сделанная недавно».

Учитывая возможные буквализмы, не надо говорить «последняя фотография», «вешают на доску». Можно ввести в эту технику элемент прогрессии - тогда заключительной будет фотография из будущего.

Приведём примеры протоколов.

Протокол № 1 
Л. П., 19 лет

0 - за то, что родилась.
1 - за проявленные отвагу и мужество. 
3 - за выносливость.
5 - за самостоятельность. 
7 - за хорошую учёбу. 
9 - фотографии нет. 
11 - за чудаковатость.
13 - за открытие и проявление собственных возможностей.
15 - за страдания.
16 - за решительность.
17 - за авантюризм и безрассудство.
18 - за внутреннее преображение.
19 - за то, что я такая, какая я есть.

Протокол № 2 
М. М., 35 лет

0 - за хорошую службу своей матери.
1 - за хороший аппетит. 
3 - за красоту
5 - за терпеливость.
7 - за участие.
9 - за способность.
11 - за уход.
13 - за отличную учёбу.
15 - 16 - за всё.
18 - за то, что выросла.
20-21 - за друзей.
25 - за сына.
30 - за дочку.
35 - за то, что поменяла профессию.

Протокол № 3 
Г. В., 32 года

0 - за естественность.
1 - за упрямство.
3 - за отчаянность.
5 - за удивление.
7 - за очкарика.
10 - за спортивные достижения.
13 - за великого математика.
16 - за становление.
18 - за лучший торт.
20 - за свободу.
25 - за поиск.
30 - за золотые руки.
32 - за улыбку.

Записывать (и в дальнейшем произносить) следует именно так, как формулирует клиент. Никакие исправления в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами недопустимы; использование языка клиента - важный элемент гипнотической техники. Если какие-то формулировки терапевту непонятны, он может обсудить их с клиентом потом, по завершении техники.

Как правило, по ходу проведения техники клиент входит в транс всё глубже и глубже.

После того, как доска укомплектована, терапевт перечисляет все «фотографии» и подписи под ними. Проиллюстрируем на примере протокола № 3.

«Итак, на доске есть фотография 
- вскоре после рождения - "за естественность"; 
- фотография в возрасте одного года - "за упрямство"; 
- фотография в возрасте трёх лет - "за отчаянность"; 
- фотография в возрасте пяти лет - "за удивление"; 
- фотография в возрасте семи лет - "за очкарика"; 
- фотография в возрасте десяти лет - "за спортивные достижения"; 
- фотография в возрасте тринадцати лет - "за великого математика";
- фотография в возрасте шестнадцати лет - "за становление"; 
- фотография в возрасте восемнадцати лет - "за лучший торт"; 
- фотография в возрасте двадцати лет - "за свободу"; 
- фотография в возрасте двадцати пяти лет - "за поиск"; 
- фотография в возрасте тридцати лет - "за золотые руки", 
- в возрасте тридцати двух лет - "за улыбку"».

Затем терапевт выводит руку клиента в каталепсию (или используется левитация) и предлагает воспользоваться всеми этими позитивными моментами как ресурсами, вновь перечисляя их. При этом используется контекстуальное внушение.

«И когда вы хорошо воспользуетесь... всеми этими ресурсами... ресурсами естественности... упрямства... отчаянности... удивления... очкарика... спортивных достижений... великого математика... становления... лучшего торта... свободы... поиска... золотых рук... улыбки... когда вы действительно хорошо и полностью воспользуетесь... этими ресурсами... ваше бессознательное позволит вашей руке опуститься... искренним бессознательным движением...»

Выведение из транса

«И когда рука опустится полностью, можно будет сделать глубокий вдох, слегка потянуться, открыть глаза и вернуться в обычное состояние, чувствуя себя хорошо».

Выйдя из транса, клиенты часто отмечают, что «стало легче дышать», «стало свободней», «грудь расправилась», «ушло напряжение», «стало лучше» и т. д.

Таким образом, техника осуществляется в три этапа:

1. Получение ресурсных моментов.
2. Обобщение ресурса (терапевт перечисляет все ресурсные моменты).
3. Утилизация ресурса с помощью каталепсии или левитации руки.

Как показала практика, помимо терапевтической, техника имеет также определённую диагностическую ценность. Когда при назывании очередного возраста следует отказ («Нет фотографии». «Нет подписи», «Не знаю», «Не могу рассмотреть»), как для возраста 9 лет в протоколе № 1; или же когда при назывании очередного возраста существенно возрастает латентный период, это, как правило, указывает на наличие травматических событий, происшедших в этих возрастах. Это - материал для дальнейшей работы с помощью других техник.

10.6. Временная прогрессия

В трансе можно субъективно передвигаться в будущее. Это называется «временная прогрессия».

Точно так же, как есть повседневная возрастная регрессия, есть и повседневная временная прогрессия. Вспоминая какие-то события своей жизни, человек осуществляет возрастную регрессию. Планируя, предвосхищая, прогнозируя, он осуществляет временную прогрессию.

Конечно, временная прогрессия - это не ясновидение, человек не считывает некое «запрограммированное» будущее. На основе имеющихся установок, качеств личности бессознательное осуществляет экстраполяцию, вероятностный прогноз. «Если ты останешься таким, как сейчас, с большой вероятностью произойдёт вот это». «Если ты таким-то образом изменишься, с большой вероятностью произойдёт вот это».

Как говорилось выше, все субъективные перемещения во времени удаются легче, если перед этим сделать дезориентацию во времени.

Полезно также перед тем, как осуществлять временную прогрессию, дать несколько метафор на тему позитивных изменений, которые несёт с собой будущее.

Достаточно часто возрастная регрессия и временная прогрессия используются совместно в одном сеансе. Есть несколько типичных стратегий такого совместного использования.

Регрессия-прогрессия

Сначала делается регрессия, в этой регрессии ищутся и обретаются ресурсы, а затем с этими ресурсами делается прогрессия к достигнутой цели.

Прогрессия-регрессия

Или, вернее было бы сказать, регрессия из прогрессии. 

Когда-то в прошлом было травматическое событие; клиента перемещают в будущее, когда он становится более зрелым, более опытным, более ресурсным, и оттуда делается диссоциированная регрессия в травматическое событие. Таким образом получается диссоциированная регрессия из прогрессии.

10.7. Стратегии использования временной прогрессии

Так же, как и в случае возрастной регрессии, существуют основные стратегии терапевтического использования временной прогрессии, в рамках каждой из которых возможно огромное количество техник. Можно выделить три такие стратегии.

Первая стратегия - проверка эффективности терапевтической работы. Временная прогрессия используется для того, чтобы по завершении терапевтической работы спроецировать клиента в будущее, чтобы проверить, насколько долговременным оказался эффект этой работы (не возникает ли в будущем вновь та проблема, с которой обратился клиент) и какое влияние на его жизнь окажут происшедшие с ним изменения.

Вторая стратегия - временная прогрессия как собственно терапевтическая интервенция. Временная прогрессия используется для того, чтобы спроецировать человека к достигнутой цели, преодоленному препятствию, новой возможности. Если в возрастной регрессии ресурс искался в прошлом, то во временной прогрессии он ищется в будущем.

Третья стратегия - использование временной прогрессии в ситуациях выбора. Когда у человека есть две или больше альтернативы и он не знает, что выбрать, можно провести его в будущее по каждому из вариантов и дать посмотреть, что его ждёт; как правило, выбирать становится намного легче.

10.8. Техники создания возрастной прогрессии

Техники временной прогрессии в основном такие же, как и техники возрастной регрессии, что неудивительно, поскольку это тоже субъективное перемещение во времени.

Прямая техника

Человеку внушают достаточно прямо, что прошло время.

«Время проходит быстро... проходят часы... дни... недели... месяцы... и несколько месяцев назад мы встречались с вами по поводу проблемы, которая была у вас тогда...»

Использование образов

Для того, чтобы способствовать временной прогрессии, клиенту предлагают различные образы, помогающие использовать воображение. Часто с этой целью используются следующие группы образов.

А. Транспортное средство

Транспортные средства - всё те же: поезд, самолет, пароход, машина времени и т. д.

Б. Средства измерения времени

Здесь это даже легче сделать, чем в регрессии, потому что легче представить себе часы, на которых стрелки быстро крутятся в правильном направлении, календарь, с которого листочки облетают, а не прилетают обратно.

В. Носители информации

Книга о будущем, фильм про будущее, фотографии будущего...

Псевдоориентация во времени

Так называемая «Псевдоориентация во времени» - один из наиболее оригинальных вкладов Эриксона в работу с временной прогрессией. Клиента проецируют в будущее к моменту разрешённой проблемы или достигнутой цели; эта сцена делается максимально яркой («сопровождение» с использованием всех модальностей), после чего его просят оглянуться назад и посмотреть, как он к этому пришел. И рассказать об этом терапевту.

На этой основе уже можно 
- поставить промежуточные цели, 
- прогнозировать этапы достижения цели или разрешения проблемы.

Диссоциированная прогрессия

По аналогии с диссоциированной регрессией возможна диссоциированная прогрессия - прогрессия к себе будущему. Это аналог встречи с «внутренним ребёнком», с той разницей, что внутреннему ребёнку клиент оказывал помощь в качестве ресурсного взрослого, а здесь он получает помощь от себя будущего ресурсного - успешного, достигшего, реализованного.

Как помочь проекту "Активное долголетие"


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 23.02.2013  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100