Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы

Обсуждение материала "III Московский международный фестиваль визуальной антропологии"

С 9 по 14 октября 2006 года в МГУ им. М.В.Ломоносова состоится III Московский международный фестиваль визуальной антропологии.

 
Добавить сообщение »

Автор:  Е.С.Бакшеев Дата: 25.09.2006 11:06

ПРОГРАММА
III Московского международного фестиваля
и конференции визуальной антропологии
“Камера-посредник»
8-13 октября 2006 г.



МГУ им. М.В. Ломоносова (Воробьевы горы), станция метро «Университет»:

Культурный центр МГУ Главное здание (МГУ, ГЗ)
Конференц-зал, Первый Гуманитарный корпус (I ГК МГУ)
Японский центр МГУ, Воробьевы горы, д. 1, строение 52


Институт Культурного Наследия им. Д.С.Лихачева
Ул. Космонавтов, 2, станция метро «ВДНХ»

Институт этнологии и антропологии РАН
Ленинский проспект, 32 а, здание Президиума РАН, 18 этаж, станция метро «Ленинский проспект»

Институт искусствознания
Козицкий пер., 5, станция метро «Пушкинская»

Российский Государственный Гуманитарный Университет
Миусская площадь, станция метро «Новослободская»














Новое тысячелетие проходит под знаком обострения межнациональных и межконфессиональных отношений. В этой ситуации особенно актуальной задачей становится воспитание общества в духе взаимопонимания и доброжелательности к представителям других культур – близких и далеких, экзотических и, казалось бы, хорошо известных.
Визуальная антропология – это не просто кино и не просто этнография. За свою относительно короткую историю, точкой отсчета которой часто называют прекрасный фильм Роберта Флаэрти «Нанук с Севера», визуальная антропология успела проявить себя как достаточно широкое явление, далеко вышедшее за рамки кинематографической фиксации образа жизни экзотических народностей.
Визуальная антропология, использующая весь арсенал современных средств информации, возможности экранного искусства и достижения современной науки о человеке, представляется одним из действенных способов профилактики международных конфликтов. Сохранение образов малоизвестных и исчезающих культур, выявление их своеобразия и общечеловеческой сущности, осуществление диалога между представителями разобщенных миров – на этот широкий спектр гуманитарных целей и задач ориентирована визуальная антропология.
8–13 октября 2006 года в МГУ им. М.В.Ломоносова состоится III Московский международный фестиваль визуальной антропологии.
Если в других странах фестивали визуальной антропологии имеют достаточно длительную историю, то молодой московский фестиваль вынужден решать задачу знакомства аудитории с относительно новым для России направлением культурной деятельности. Поэтому помимо собственно профессиональных проблем большое внимание будет уделяться популяризации идей и материалов визуальной антропологии, рассмотрению ее социокультурных перспектив.
За последние годы накоплен значительный архив визуальных материалов, который с успехом может быть использован в учебном процессе, как в высших учебных заведениях, так и в школах, и потенциал которого еще недостаточно оценен. Поэтому главной целью является продвижение идей и продуктов визуальной антропологии в гуманитарную и педагогическую аудитории, демонстрация ее методов студентам и школьникам.
Два предыдущих московских фестиваля прошли под девизами «Диалог чужих миров» (2002 г.) и «Традиция и объектив. В поисках цельности» (2004 г.). Фестиваль 2006 года носит название «Камера-посредник».
Первый фестиваль ставил задачу показать многообразие и красоту культурной палитры мира, выявить глубинное единство внешне разобщенных народов. Второй – пытался обратить внимание на плодотворность обращения к традиционным истокам культур, на необходимость их сохранения с целью духовного обогащения современного человека. В то же время оба фестиваля ставили целью привлечение внимания к возможностям визуальной антропологии как можно более широкого круга специалистов.
Эти задачи остаются актуальными и для третьего фестиваля. Но, помимо того, центром рассмотрения должна стать узловая проблема визуальной антропологии, включающая весь спектр разнообразных проявлений этой деятельности, а именно – позиция человека с камерой, которому представители одной культуры доверяют формирование ее образа.
Особенностью визуальной антропологии является ее принципиальная «интерактивность», ибо создание антропологических фильмов – это не столько реализация творческих замыслов режиссера, сколько исследование-общение. Это построенное по определенным правилам «вхождение» внутрь иного культурного мира или же обратное движение – выход во внешний мир из размыкающегося круга этнически ограниченного сознания. Все зависит от точки зрения – от того, в чьих руках оказывается камера. Принципиальная коммуникативность визуальной антропологии продолжается и на следующем этапе – демонстрации «продукта» – фильма и его обсуждении в зрительской среде.
От того, как визуальный антрополог понимает характер своей ответственности, насколько владеет операторским мастерством и насколько глубоко знаком с культурой, в которую входит, какие чувства при этом испытывает и как они преломляются в его творчестве, зависит качество и уровень съемки, на основе которой он будет готовить материал для публичного представления. Все дальнейшие действия, которые он должен будет производить, чтобы добиться главной цели – осуществления экранного диалога культур – в конечном счете, также будут определяться тем, как он осознает свою посредническую роль.
Организаторы надеются, что эта проблема в том или ином виде будет подниматься на всех обсуждениях во время информационных и конкурсных просмотров, на тематических семинарах, посвященных архивным этнографическим фильмам, старообрядчеству, народам Севера и мусульманского мира, визуальной антропологии различных стран, проблемам исследования, образования, телевидения.
Принципиальной установкой организаторов мероприятия является стремление разработать новую синтетическую форму, органично сочетающую элементы зрелищного видеопоказа с вовлечением аудитории в научную дискуссию по поводу увиденного. Поэтому все информационные просмотры будут иметь черты конференции, семинаров, мастер-классов. Фестиваль состоит из отдельных тематических блоков, ориентированных на соответствующие профессиональные интересы.
В ходе 15 тематических семинаров и конкурса дебютов будут показаны 107 видеофильмов, представленных авторами всех континентов из 30 стран. Авторы фильмов, исследователи, преподаватели, студенты обсудят проблематику и наметят перспективы широкого использования идей и материалов визуальной антропологии в социокультурной практике: в научном исследовании, образовании, музейном деле и краеведении, в СМИ.






8 октября, воскресенье
18:00-21.00 Культурный центр МГУ, ГЗ

Открытие фестиваля

Друзья, дураки, семья
82 мин. Дания, 2005
Берит Мадсен, Анне Метте Йоргенсен

9 октября, понедельник
10:00-13:00 Конференц-зал, I ГК МГУ

Конкурс дебютов

В лесу
30 мин. Япония, 2005
Дайсуке Бундо

Человек придумал звёзды
20 мин. Россия, 2004
Ольга Бондарева

В поисках Хамат'ca: рассказ об охоте за головами
33 мин. США, 2004
Аарон Дж. Гласс

Вторая красная полоска
25 мин. Англия, 2004
Веера Лето

Грачиная каша
15мин. Россия, 2005
Фанзиля Завгарова

Оседлать ветер перемен
30 мин. Германия, 2005
Саския Хайден

14:00-18:00 Конференц-зал, I ГК МГУ

Религии народов мира. Ведущие: С. Рыжакова, Ф. Гиренок, А. Ожиганова, Е. Сморгунова

В поле
28 мин. Англия–Румыния, 2005
Алисса Гроссман

Братство Святого Духа «Империош»
10 мин. Португалия, 2001
Антоньета Кошта

Самый Почитаемый Человек
28 мин. Германия, 2002
Юлия Берг

Жить с невидимками
52 мин. Бельгия, 2003
Дирк Дюмон

Путешествия с тибетской медициной
77 мин. Швейцария, 2005
Мартин Заксер

14:00-18:00 Культурный центр МГУ, ГЗ

Цивилизация: деревня. Ведущие: Е. Данилко, А. Иванова
Угольщики
30 мин. Франция, 1990
Колетт Пио

Пимокат
13 мин. Россия, 2005
Елена Попова

Кадушка
28 мин. Россия, 2005
Леонид Филимонов

Соседи
40 мин. Россия, 2006
Наталья Литвина

На злачных пажитях
64 мин. Азербайджан, 2006
Сафат Ильгар

Вернемся на следующий год
17 мин. Македония, 2003
Владимир Бочев

19:00-21:00 Культурный центр МГУ, ГЗ

Религии народов мира

Закон Кориама и власть мертвых
110 мин. Австралия, 2005
Гари Кильдеа, Андреа Саймон

10 октября, вторник
10:00-13:00 Конференц-зал, I ГК МГУ

Конкурс дебютов

Ряженые Лабрадора
22 мин. Англия, 2005
Джонатан Роупер

Полет чайки против ветра
15 мин. Чехия, 2005
Ярослава Панакова

Мой дом, моя боль
32 мин. Норвегия, 2004
Труде Хогсет

Пасха мёртвых
10 мин. Россия, 2006
Дмитрий Габбасов

Изобилие ритмов: одержимость в ритуалах культа кунде народа эве
15 мин. Гана–Англия, 2005
Скотт Киль

Жизнь с богами
30 мин.. Тайвань–Норвегия, 2004
Рени Ясински-Райт

Молоко пустыни
25 мин. Англия, 2004
Ясмин Федда

14:00-18:00 Конференц-зал, I ГК МГУ

Встреча цивилизаций. Ведущие: А. Ващенко, В. Чистякова, Е. Новик

Мы - индейцы
70 мин. Англия–Аргентина, 2004
Филип Кокс, Валерия Мапельман

Мировые деревни
59 мин. США, 2005
Тамар Гордон

Владение памяти
50 мин. Перу, 2004
Хоэль Калеро

Дух революции санталов
46 мин. Англия–Индия, 2005
Дэниель Райкрофт, Джой Радж Туду

14:00-18:00 Культурный центр МГУ, ГЗ

Цивилизация: деревня

Гимн пульке
61 мин. Мексика, 2003
Эверадо Гонсалес

Меж двух деревень
94 мин. Швейцария–Португалия, 2003
Мюриэль Жакро, Эдуардо Сарайва Перейра

Тингвонг: деревня народа лепча в Сиккиме
60 мин. Индия, 2005
Анна Баликси-Денжонгпа, Дава Лепча, Асен Баликси

19:00 - 21:00 Культурный центр МГУ, ГЗ

Цивилизация: кочевники. Ведущие: Е. Ларина

В поисках звука
54 мин. Франция, 2005
Летисия Мерли

Тихое лето
52 мин. Франция, 2006
Стефан Бретон

11:00-20:00 Институт Культурного Наследия им. Д.С.Лихачева

Семинар «Визуальная антропология – раздвижение границ». Ведущие: Е. Андреева
Начало звуковой эры в российском этнографическом кино.
Фильм «Деревня», 50 мин. (реж. И. Копалин, 1930 г.)
Владимир Магидов, Россия

Проводы души
40 мин. Россия, 2006
Михаил Матлин

Возвращение мусульманам мечети в Новосибирске.
Свадьбы в мечети. Хроники
26 мин. Россия, 2006
Раиса Ерназарова

Просто о жизни
60 мин. Россия, 2006
Татьяна Прокина

О чем не снимают кино
40 мин. Россия, 2006
Лариса Татаурова, Павел Орлов

Видеокамера в лингвистическом контексте
Ольга Казакевич, Россия

Обряд одевания невесты как составная часть современной гуцульской свадьбы (по полевым материалам 2005 г.)
Ирина Клюева, Россия

Культура бесермян в визуальных фиксациях (некоторые вопросы полевых исследований малочисленных этносов)
Елена Попова, Россия

Воспоминания перед камерой. Визуальные методы в устном историческом исследовании
Людмила Садовникова, Павел Куприянов, Россия

«Человек снимающий», или размышления об образе российского визуального антрополога
Екатерина Ягафова, Россия

О городе, о жизни, о себе
30 мин. Россия, 2006
Елизавета Кижнер

Два рожка
20 мин. Россия, 2005
Михаил Горшков, Александр Костин

15:00 - 18:00 Институт этнологии и антропологии РАН.

Мастер-класс Анастасии Лапсуй, Маркку Лемускалльо

Фата Моргана
59 мин. Россия–Финляндия, 2004
Анастасия Лапсуй, Маркку Лемускалльо



15:00–20:00 Институт искусствознания

Антропология современного города. Ведущие: О. Пашина

Богоматерь острова Тинос
58 мин. Греция, 2004
Димитрис Гуциотис

Питер
79 мин. Нидерланды, 2004
Джессика Гортер, Франк Гортер

Что происходит?
20 мин. Швейцария, 2004
Андре Аффентрагер, Аттила Гаспар

Амстердамский хоспис
60 мин. Нидерланды, 2005
Штееф Майкнехт

11 октября, среда
Культурная программа

12 октября, четверг

10:00 -13:00 Конференц-зал, I ГК МГУ

Конкурс дебютов

Сибирь. Тимофеевка
30 мин. Латвия, 2004
Айгарс Лиелбардис

Маленький лесной человечек
30 мин. Англия, 2004
Хью Хартфорд

Игра в политику
60 мин. Англия, 2005
Фиона Грэхем

Жизнь на (полную) катушку
37мин. Норвегия, 2003
Сирен Хоуп

14:00–18:00 Конференц-зал, I ГК МГУ

Цивилизация: город. Ведущие: Т. Уварова
Джамайка
52 мин. Россия, 2004
Геннадий Шеваров

Чудин
26 мин. Россия, 2006
Юрий Шиллер

На перекрестке
26 мин. Россия, 2004
Олеся Буряченко

Йюлги
28 мин. Эстония, 2005
Лийво Ниглас

Возделывать смерть
21 мин. Англия–Германия, 2005
Мартин Грубер

На краю
64 мин. Португалия–Франция, 2006
Катарина Мурау

14:00 - 18:00 Культурный центр МГУ, ГЗ

Встреча цивилизаций

Обряд ньюмба нтобу: свадьба женщин
28 мин. Швеция, 2004
Анна Сабельстром, Ларс Йоханссон

В поисках сибирского шамана
75 мин. Россия–США, 2005
Анна Бернштейн

Распалась связь времен: племя ланджия сора Восточной Индии
27 мин. Индия–Испания, 2004
Альба Мора, Анна Санмарти Баро

Боги и дьяволы
87 мин. Франция, 2005
Мартин Журне, Жерар Нугароль

19:00–21:00 Культурный центр МГУ, ГЗ

Встреча цивилизаций

Рассудительный возраст
87 мин. Австралия–Англия, 2004
Дэвид Мак-Дугалл

11 тысяч километров от Нью-Йорка
20 мин. Таджикистан, 2005
Орзумурод Шарипов


11.00–20.00 АНО «Японский центр» МГУ (Воробьевы Горы, д. 1, строение 52)

Японский визуально-антропологический семинар
«Иная Япония: Региональные культуры Японии». Ведущие: Е. Бакшеев

Айну: прошлое и настоящее
105 мин. Япония, 2006
Дзюнко УТИДА, Юки СУДЗУКИ, Кадзуо ОКАДА

Омбасира - празднество Священного столпа в Сува
60 мин. Япония, 1998
Минао КИТАМУРА

Острова. Времена изобилия - Душа и культура островов Мияко –
30 мин. Япония, 1996
Мицухиро СИНДЗАТО

Нанамуи - святилище «Семь священных рощ» (часть 1): Песни для богов
79 мин. Япония, 2003
Тоёмицу ХИГА

Сохраняя традиции: Обряды островов Яэяма (Окинава, Япония)
26 мин. Франция, 1997
Антонио Геррейро

Ангама с острова Исигаки (Окинава)
40 мин. Россия, 2006
Евгений Бакшеев



15:00 –20:00 Институт Культурного Наследия им. Д.С.Лихачева

Семинар «Фотографический образ – схваченное мгновенье истории». Ведущие: В. Круткин


Сирия в 2006 г.: заметки русского путешественника
показ слайдов
Андрей Исэров, Россия

Фотография в домашнем интерьере
Ольга Бойцова, Россия

Антропологическая «добыча» фотографической «охоты»
Виктор Круткин, Россия

Фотографические образы праздника
Иван Комов, Россия

«Герои наших дворов» (таджики в Москве)
показ слайдов
Александр Подосинов, Россия

Образы старообрядчества
показ слайдов
Иван Бойко, Россия

15:00–18:00 Институт этнологии и антропологии РАН.

Семинар «Мир Севера: извне и изнутри». Ведущие: А. Головнев, Н. Плужников

Этими глазами
67 мин. Болгария–Канада, 2004
Чарльз Лэрд, Асен Баликси

Серия фильмов «Традиционные виды деятельности ненцев Ямала»
39 мин. Россия, 2003
Михаил Окотэтто

Как Нянчедо Мынику учил человека летать
9 мин. Россия, 2005 (анимация)
Иван Елисеев

15:00–18:00 Институт искусствознания

Семинар «Ритуал, культура и общество в мусульманском мире.
Визуально-антропологические перспективы». Ведущие: Жан-Клод Пенра

Жажда экстаза
29 мин. Франция, 1997
Жан-Клод Пенра

Сивас, дом поэтов
86 мин. Австрия, 1995
Саид Манафи, Вернер Бауэр

Под флагом Хусейна. Женщины отмечают день Ашура
35 мин. Норвегия, 2003
Ингвилд Фласкерунд

15:00–18:00 Российский Государственный Гуманитарный Университет

Ретроспектива фильмов Джона Маршалла. Ведущие: О. Христофорова
Охотники, 72 мин.
Шутливые отношения, 13 мин.
Семья калахари, 64 мин.
Полицейский участок № 9, 90 мин.
Три вопроса Джону Маршаллу
7 мин. Эстония–Россия, 2005
Лийво Ниглас, Евгений Александров

13 октября, пятница
10:00–13:00 Конференц-зал, I ГК МГУ

Профессия – антрополог. Ведущие: Асен Баликси

Наследие
90 мин. Венгрия, 2005
Золтан Фуреди

Церемония – Джуггуван на северо-востоке Арнемленда
52 мин., Австралия, 1966–2002
Тревор Грэхэм, Денис Хэслем

14:00–18:00 Конференц-зал, I ГК МГУ

Цивилизация: цыганские миры. Ведущие: Н.Бессонов, Л.Н.Черенков

Проклятие ежа
91 мин. Румыния, 2004
Думитру Будрала

Джайсалмер Айо! Врата цыган
54 мин. Индия–США, 2003
Мелитта Чайковски, Пепе Осан

В поисках экзотического цыгана
42 мин. Англия–Греция, 2004
Электра Бада

Гора цыган
30 мин. Россия, 2006
Александр Хантаев, Влад Кеткович

10:00 - 13:00 Культурный центр МГУ, ГЗ

В поисках себя. Ведущие О.Генисаретский

Классика 104
50 мин. Испания, 2005
Игнасио Санчес Браво

Доброе утро, Вьетнам
26 мин. Россия, 2003
Аркадий Коган

Эстония, мон амур
94 мин. Германия, 2004
Сибилла Тидеманн

14:00–18:00 Культурный центр МГУ, ГЗ

Религии народов мира

Далекий храм
56 мин. Венгрия, 2002
Янош Тари

Боо
15 мин. Россия, 2004
Александр Хантаев

Учук
30 мин. Россия, 2005
Елена Данилко

В руце лета
46 мин. Россия, 2005
Евгений Александров, Елена Данилко

Гангасагар
55 мин. Индия, 2005
Дханаджой Мандал

19:00–21:00 Культурный центр МГУ, ГЗ

Закрытие фестиваля

Небесная Невеста
85 мин. Россия–Финляндия, 2003
Анастасия Лапсуй, Маркку Лемускалльо
Ответить на сообщение »

 
Автор:  Е.С.Бакшеев Дата: 25.09.2006 11:03
ФИЛЬМЫ И АВТОРЫ
Японского визуально-антропологического семинара
"Иная Япония: Региональные культуры Японии"
Посвящается памяти российского востоковеда Н.А.НЕВСКОГО (1892-1937)

Москва, АНО "Японский Центр" (Высшая школа бизнеса МГУ, Воробьевы Горы, д.1, стр.52)
12 октября 2006 г., четверг, 11.00-20.00
Вход свободный (Количество мест 70)


1. «Айны: прошлое и настоящее» (Япония, 2006) (115 мин.)
Режиссеры Дзюнко УТИДА и Юки СУДЗУКИ, продюсеры Кадзуо ОКАДА и Дзюнко УТИДА
Краткая аннотация фильма:
Врач из Шотландии Нейл Г. Мунро (1863-1942) провел длительное этнографическое исследование айнов и снял несколько их обрядов в Нибутани (о.Хоккайдо). Его фильм «Иомантэ» («Проводы» медведя ») был снят в декабре 1930 г. двумя 35-мм камерами «Эймо» и смонтирован на 16-мм пленке с титрами. Это был единственный фильм, который он успел закончить и отправить в Королевский антропологический институт в Лондоне. После его смерти в Японии и Великобритании было смонтировано несколько версий отснятого им материала; была также издана его книга «Айны – верования и культы» (Munro N.G. Ainu. Creed and Cult. NY, 1963). В итоге, 75-летние интенсивные исследования материалов, снятых Мунро , вылились в видеодокумент «Айны: прошлое и настоящее», который прослеживает судьбу фильма Мунро и самих айнов

Творческая биография:
Д-р наук Дзюнко УТИДА – этномузыковед, закончила Токийский университет искусств. Работает в Государственном историческом музее Японии (Рэкихаку).
Юки СУДЗУКИ изучала биологию в Университете Отяномидзу (Токио). Работает режиссером в «Токио синема Инк.». Несколько ее видеофильмов по биологии и телевизионных фильмов награждены различными премиями.

Кадзуо ОКАДА (кинокомпания Tokyo Cinema Inc.) окончил ВГИК (класс М.Ромма). Известный деятель документального кино Японии.

Фильмография Кадзуо Окада:
1978 «Обряд идзайхо острова Кудака (Окинава)»
1979 «Праздник вееров в Нати»
1981 «Ряженые маюн-ганаси из деревни Кабира (о.Исигаки, Окинава)» (показан на 2-м ММФВА-2004)
1978 «Обряды святилища Увасэ»


2. «Омбасира - празднество Священного столпа в Сува» (Япония, 1998) (60 мин.)
Режиссер Минао КИТАМУРА
Краткая аннотация фильма:
Грандиозное празднество Священного столпа (Омбасира) издавна проводилось в Сува (префектура Нагано, о.Хонсю) один раз в шесть лет (в год Тигра или Обезьяны). Это празднество разворачивается вокруг священных деревьев; их валят, спускают с гор вниз в деревни, а затем почитают как богов. Празднество состоит из множества обрядов, таких как Ки-отоси («Спуск дерева с горы»), Кава-госи («Переправа»), Татэ-омбасира («Подъем Священного столпа»). Фильм полностью воспроизводит празднество Омбасира в Сува 1992 года. Это самый большой обряд подъема священного столпа в мире; в фильме приводятся также сходные примеры из Непала, Тибета и Индии.

Творческая биография:
Минао КИТАМУРА - один из самых известных документалистов Японии.
1942 Родился в городе Ина, префектура Нагано, Япония
1964 Закончил Университет Васэда

Фильмография Минао КИТАМУРА:
1966 «Ритуал идзайхо : Кудака (Окинава) - остров жриц-богинь - »
1982 «Жизнь Будды – по историческим маршрутам и местам Индии и Непала - »
1985 «Мужчины под духовной защитой женщин: Один год жизни на острове Кудака»
«Говорящие с духами (Тайвань, Корея, Бали, Окинава)»
«Почему у нас есть обычай перетягивания каната? – Верования Японии и Азии - »
«Почему мы пользуемся солью для ритуального очищения? – Верования Японии и Азии - »
1987 «Огонь и ветер: Морские кочевники моря Сулу (племя самаль, Филиппины)»
1988 «Это Джомолунгма – Прямой репортаж с вершины Джомолунгмы - »
«Экспедиция на неизведанный дальний Восток Китая: по следам секретного путешествия японского агента Кадзуми Нисикава из Монголии в Тибет длиной 6000 км»
1990 «Великие Гималаи – Природа и люди пяти горных стран - »
1991 «Южно-западный Шелковый Путь Китая: неизвестный маршрут в Древнюю Индию»
«Шаманский обряд бёльсин кут: Шаманки мудан восточного побережья Кореи»
1992 «Ханамацури («Праздник цветов») - День рождения Будды Шакьямуни в Цуки, Тоэй-тё, префектура Айти»
1994 «Ускользающая река Тибета: по Ярлунг Цангпо (Брахмапутра) к истокам легенд и верований»
1995 «Мир первобытной Индии»
1999 «Побережье Джомолунгмы: Экспедиция в поисках морских раковин на вершине мира»
2000 «Святилище цветов и трав: традиционная медицина Тибета»
2001 «Пэкту, священная гора Северной Кореи»
«Культ сюгэндо : Аки-но минэ – осеннее ритуальное восхождение на гору Хагуро»
2005 «Формы Ритуала: бронзовые барабаны»
«Звуки Ритуала: Китай, Вьетнам, Индонезия»


3. «Острова. Времена изобилия - Душа и культура островов Мияко - » (Япония, 1996) (30 мин.)
Режиссер Мицухиро СИНДЗАТО
Краткая аннотация фильма:
Фильм, снятый в середине 90-х годов, рассказывает о традиционных обычаях и обрядах островов Мияко (Окинава), многие из которых уже сейчас исчезли. Особое внимание уделено ежегодным обрядам испрашивания у божеств местных святилищ богатого урожая, изобилия, счастья и процветания.

Творческая биография:
Мицухиро СИНДЗАТО родился в 1961 г. на о. Мияко (Окинава). С 1988 г. работает на местном телевидении; основная тема его репортажей и программ - традиционная культура островов Мияко. Снял ряд документальных фильмов об обычаях и обрядах этих островов, получивших признание и удостоенных премий. Фильм «Острова. Времена изобилия - Душа и культура островов Мияко - » награжден главной премией конкурса NHK среди программ для кабельного телевидения в 1997 г.

4. «Нанамуи - святилище «Семь священных рощ» (часть 1): Песни для богов» (Япония, 2003) (79 мин.)
Режиссер Тоёмицу ХИГА
Краткая аннотация фильма:
Каждый год более 40 обрядов проводится в святилище Ухарудзу утаки в поселка Нисихара (о.Мияко, Окинава). Жрицы Нанамуи (Семи священных рощ=святилищ; так же называют Ухарудзу утаки) увлекают оператора в святилище, и он становится свидетелем удивительных песен и танцев. Эти жрицы – не только женщины и матери, но и воплощение божеств-охранителей поселка. Они исполняют священные песни, излучая теплоту и силу.

Творческая биография:
Тоёмицу ХИГА родился в 1950 г. на о.Окинава, фотохудожник. Автор нескольких фотоальбомов; в Японии провел более 15 фотовыставок и видеопоказов; участник кинофестивалей. Создал фото- и видеоверсии обрядов в Нанамуи - святилище «Семь священных рощ» поселка Нисихара (о.Мияко, Окинава) .

Фильмография:
«Нанамуи - святилище «Семь священных рощ»: (часть 1): Песни для богов» (2003, 79 мин.)
«Нанамуи - святилище «Семь священных рощ» (часть 2): Обряды для богов» (2003, 79 мин.)
«Рассказы о войне на окинавском диалекте (сима кутуба)» (6 частей) (2003, 360 мин.).


5. «Традиции и перемены: обряды островов Яэяма (Окинава, Япония)» «(Франция, 1997) (26 мин.)
Режиссер Антонио Геррейро
Краткая аннотация фильма:
Архипелаг Яэяма, входящий состав островов Южных Рюкю (Окинава), сохранил богатое культурное наследство. Оно основывается на устных традициях и представлениях во время празднеств и обрядов аграрного цикла. Эти обряды были сняты автором в деревне Сонаи на о.Ириомотэ и в деревне Мияра на о.Исигаки.
В деревне Сонаи (о.Ириомотэ) в июле на Празднике урожая (пуури ё) аграрным божествам подносят угощения. Исполняются песни и танцы.
Там же, в августе в течение трех дней Праздника усопших (на местном диалекте, соору) подносят угощения предкам и новоумершим всех домов деревни. Ночью группа молодых людей в масках (ангама), представляющих предков, танцуя, идет от одного дома к другому. Потом совершаются поминальные обряды, например, в 25-летнюю годовщину смерти.
В деревне Мияра (о.Исигаки) на следующий день после Праздника усопших жители проводят обряд очищения деревни от духов покойников и предков.

Творческая биография:
Антонио Геррейро родился в 1953 г. в Париже. Доктор наук (культурная и социальная антропология). Проводил полевые исследования в Индонезии, Малайзии и Японии (Окинава). Старший научный сотрудник Института ЮВА (Марсель). Автор нескольких фильмов.

6. «Ангама с острова Исигаки (Окинава)» (Россия, 2006) (40 мин.)
Режиссер Евгений Бакшеев
Краткая аннотация фильма:
Исследовательский материал (снято в августе 2005 г.) традиционных обрядов, красочных танцев и песен ангама (яп. аноё-хито – «люди Того мира») в Праздник усопших (о-Бон) острова Исигаки (Окинава). Каждый год в августе в течение трех дней (в середине 7-го месяца по лунному календарю) «предки» - посланцы Иного мира - «праотец» Усумай и «праматерь» Унмии со своими «детьми» (группой певцов-танцоров) обходят дома. Они совершают поминальный обряд (в пародийном стиле), исполняют на местном диалекте комические диалоги и танец нэмбуцу-одори в честь предков семьи в сопровождении песен и музыки. «Праотец» Усумай и «праматерь» Унмии в деревянных масках - аналог Окина (Старец) и Омина (Старица), персонажей традиционных японских представлений; комические сценки ангама, вероятно, испытали влияние японского фарса кёгэн.

Творческая биография:
Е.Бакшеев окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Кандидат культурологии, старший научный сотрудник Сектора экранной культуры и новых технологий коммуникации Российского института культурологии. Стажировался в Международном научном центре японских исследований (Нитибункэн) в Киото, в университетах Окинавы. Изучает этнографию и культурную антропологию Японии и Окинавы, в течение нескольких лет проводит полевые исследования на островах Мияко и Яэяма (Окинава) с использованием фото и видеосъемки. Запечатлел редкие обряды этих островов; создает базу данных фото святилищ островов Мияко. В сотрудничестве с японскими учеными и исследователями с Окинавы изучает наследие Н.А.Невского.
С конца 1980-х использует кино- и видеоматериалы для популяризации японской культуры. В 1999 г. создал и являлся Президентом Клуба Японской культуры «КАГЭ» («Свет/Тень=Светотень») при Московском музее кино, в котором демонстрировались документальные фильмы о культуре Японии. Ведущий и автор рубрик «Окно на Окинаву» (http://russia-japan.nm.ru/baksheev02.htm) и «КОКОРО - духовная культура Японии» (http://russia-japan.nm/ru/baksheev04.htm) на сайте Общества «Россия-Япония». Организатор и соавтор (с Тоёмицу ХИГА) проекта «Россия и Окинава» (фотовыставка «Два взгляда на народную культуру Окинавы – российского исследователя и японского фотохудожника», Киото, 2006).
Принимал участие в подготовке 2-го и 3-го Московских международных фестивалей визуальной антропологии (ММФВА) На 2-м ММФВА (2004) переводил закадровый текст и комментировал японский фильм «Божества маюнганаси с о.Исигаки (Окинава)» (реж.К.Окада). Организатор и координатор Японского семинара «Иная Япония: Региональные культуры Японии» на 3-м ММФВА.

* * *
Координатор Японского семинара Е.С.Бакшеев (с.н.с. Российского института культурологии, стажер Университета Рюкю, Окинава). Контактный адрес: baksheev@tushino.com
Ответить на сообщение »
 
Автор:  Е.С.Бакшеев (выпускник МГУ) Дата: 07.09.2006 11:38
Третий Московский международный фестиваль визуальной антропологии «КАМЕРА-ПОСРЕДНИК»
Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 8-13 октября 2006 г.

Японский визуально-антропологический семинар
"Региональные культуры Японии"

Москва, АНО "Японский Центр" (Высшая школа бизнеса МГУ)
12 октября 2006 г., четверг, 11.00-20.00 Вход свободный

Японский визуально-антропологический семинар "Региональные культуры Японии" впервые за пределами Японии предлагает панораму ее уже исчезнувших или исчезающих традиционных региональных культур - с северо-востока до юго-запада Японии: айнов Хоккайдо, центрального Хонсю (преф. Нагано), южной Окинавы (о-ва Яэяма и Мияко). Будут показаны фильмы документалистов и этнографов из Японии (в том числе, с Окинавы), Франции и России. Пройдет мировая премьера фильма «Айны: прошлое и настоящее» (Япония, 2006), основанного на уникальных архивных материалах Н.Г.Мунро; можно увидеть фильм «Омбасира - празднество Священного столпа в Сува» (Япония, 1998), красочно рассказывающий о грандиозном ритуальном действе. Целый блок семинара посвящен культуре островов Яэяма и Мияко, с которыми у России исторически имеются культурные связи (исследования Н.А.Невского 20-х годов XX в.). Впервые российский зритель сможет увидеть четыре фильма и воочию познакомиться с замечательной традиционной культурой этого региона, малоизвестной на Западе и даже в самой Японии. Некоторые из фильмов, участвующих семинаре, будут представлены их авторами.
Японский семинар "Региональные культуры Японии" призван способствовать популяризации японской культуры в России и укреплению взаимопонимания между гражданами двух стран.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

1. «Айны: прошлое и настоящее» (Япония, 2006) (115 мин.)
реж. Дзюнко УТИДА и Юки СУДЗУКИ, продюсеры Кадзуо ОКАДА и Дзюнко УТИДА

2. «Омбасира - празднество Священного столпа в Сува» (Япония, 1998) (60 мин.)
реж. Минао КИТАМУРА

3. «Острова. Времена изобилия - Душа и культура островов Мияко - » (Япония, 1996) (30 мин.) реж. Мицухиро СИНДЗАТО

4. «Нанамуи - Семь священных рощ (часть 1): песни для богов» (Япония, 2003) (79 мин.)
реж. Тоёмицу ХИГА

5. «Традиции и перемены: обряды островов Яэяма (Окинава, Япония)»
реж. Антонио Геррейро (Франция, 1997) (26 мин.)

6. «Ангама с острова Исигаки (Окинава)» (Россия, 2006) (40 мин.)
реж. Евгений Бакшеев

* * *
Для участия в подготовке и проведения семинара ПРИГЛАШАЮТСЯ ДОБРОВОЛЬЦЫ со знанием японского, английского или французского языков, навыками организаторской работы, общения со СМИ, владения компьютером, оргтехникой и аудиовизуальной аппаратурой, с желанием поучаствовать в интересном и полезном деле.
* * *
Координатор Японского семинара Е.С.Бакшеев (с.н.с. Российского института культурологии, стажер Университета Рюкю, Окинава). Контактный адрес: baksheev@tushino.com
Ответить на сообщение »
 

Добавить сообщение »

  Рекомендовать »    
  Распечатать »
 
   
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100