Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Николай Нотович - Неизвестная жизнь Иисуса Христа

Удивительно, но мало кто помнит сейчас такого человека, как Николай Нотович. Вкратце, если кто не знает, был такой военный журналист-путешественник, который утверждал, что будучи в одном из буддистских монастырей в Ладаке, своими глазами видел то самое тибетское евангелие. Монахи, правда, почитать-переписать письмена не дали, а цифромыльницы у путешественника под рукой не оказалось, ибо на дворе был конец 19-го века. 

СПРАВКА

ТИБЕТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Из "Библиологического словаря" 
священника Александра Меня 
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

«ТИБЕТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ», апокриф, согласно к-рому Иисус Христос до своего выхода на проповедь жил в Индии и Тибете. Впервые об этом апокрифе европейцам стало известно после публикации его франц. перевода Н.Нотовичем. По утверждению Нотовича, он нашел тибетскую рукопись под названием «Жизнь св. Иссы» в буддийск. м-ре Хеми (близ Лхасы). В 20-х гг. с этой рукописью ознакомился художник Н.К.Рерих. Возраст рукописи не установлен. Сов. востоковед Б.Шаревская отнесла ее к средним векам. В апокрифе, к-рый существовал в неск. вариантах, соединились мотивы несторианских легенд, мусульманские влияния, а также, по-видимому, тенденция, идущая от инд. императора Акбара (1542-1605), к-рый стремился синтезировать христианство, ислам и инд. религии. Апокриф содержит ряд анахронизмов. Некоторые его мотивы (напр., объяснение Воскресения) заимствованы из *иудаизма. Вопрос о достоверности самого факта пребывания Иисуса Христа в Индии является открытым. В 1 в. путешествия из средиземноморского региона в Индию были известны. Однако Евангелия не содержат ни малейших намеков на подобный эпизод из жизни Христа. Нет их и в *нехристианских свидетельствах (некоторые тексты утверждают, что Христос учился в Египте, но ни один не упоминает Индию). «Т.Е.» нередко используется сторонниками *оккультного толкования Евангелия и *теософии.

П е р е в о д: Неизвестная жизнь Иисуса Христа (Тибетское сказание), СПб., 1910; см. также «Наука и религия», 1989, № 7-8; 1990, № 5.

l Прот.*Б у т к е в и ч  Т., Как восполняются мнимые евангельские «пробелы», Харьков, 1895; Р е р и х  Н.К., Алтай - Гималаи, Москва, 1974.

Страница сайта http://www.moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=9098