Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Профессор Сухомлин: Экспансия Microsoft в российское образование

профессор Владимир Сухомлин

5 февраля в Минобрнауки России на Тверской состоялось «обсуждение предложений Майкрософта по антикризисным программам переподготовки и повышения квалификации - содействие обеспечению занятости», которое прошло под руководством заместителя министра образования и науки Российской Федерации В.В. Миклушевского.

Первый вопрос повестки назывался так «Антикризисные программы Майкрософт в решении проблем занятости высвобождаемого населения в современных социально-экономических условиях».

Представление антикризисных программ Майкрософта озвучил Д. Береснев, руководитель группы маркетинга и связей с общественностью Майкрософт.

Свои экспертные оценки предложений Майкрософта со стороны работодателя дали представители РСПП и Корпоративного института ОАО «Газпром», которые в целом одобрили инициативу компании Майкрософт.

Затем слово предоставлялось представителям вузов - Президенту МЭСИ, профессору В.П. Тихомирову, проректору МГТУ им. Баумана С.В. Коршунову, проректору МТУСИ. В своих выступлениях представители высшей школы проявили гибкость. Они отдали долг уважения заслугам Майкрософт, подчеркнули важность сотрудничества с этой компанией ВУЗов, однако высказались и о том, что как бы существуют и другие компании, создающие полезные продукты, с которыми также не мешало бы сотрудничать.

Заключительным было выступление автора данной статьи. Как часто с ним случается, выступление оказалось перпендикулярным в целом одобрямческой атмосфере заседания.

Во-первых, было сказано, что МГУ им. Ломоносова, в частности факультет ВМК, сотрудничает и весьма успешно с Майкрософт в разных направлениях. Это и реализация на факультете академической программы Майкрософт, обучение по которой проходят несколько десятков студентов ежегодно, это и работа научной лаборатории Майкрософт, реализация студенческих и образовательных проектов при поддержке Майкрософт.

В программы базового обучения также вводятся занятия, знакомящие слушателей с продуктами и достижениями компании Майкрософт, наряду с продуктами других компаний, в объеме, необходимом для формирования профессиональных компетенций, востребованных рынком труда.

Однако ознакомление с комплексным предложением Майкрософт и проектом соглашения о сотрудничестве между Минобрнауки и Майкрософт, не может не вызывать беспокойства. Прежде всего, беспрецедентным по масштабу внедрением одной коммерческой иностранной компании (совсем не из дружественной страны) в российское образование, по существу авральной попыткой получить безоговорочное влияние со своей продукцией и решениями во всех ключевых позициях национальной образовательной деятельности.

Видимо, прежде чем продолжить изложение сути своего выступления, кратко прокомментирую два упомянутых документа (желающие ознакомиться с этими и другими материалами совещания в деталях могут получить к ним доступ по адресу forums.vif2.ru , в разделе «наука/образование/технологии»).

Так вот, все что изложено, например, в комплексном предложении, представленном для Минобрнауки в обертке антикризисной программы, действительно отражает тщательно разработанный и широко практикующийся комплекс решений компании Майкрософт, охватывающий обширный спектр услуг по профессиональной подготовке своих пользователей, успешно реализуемый и в докризисные времена.

Антикризисность, как главный козырь комплексного предложения Майкрософт, конечно здесь ни при чем. Вся инфраструктура услуг профессионального обучения Майкрософта давно существует, конкурентоспособна, успешно действует на рынке таких услуг, в объеме обусловленном рыночными потребностями. Антикризисность здесь явно притянута за уши, причем самым бессовестным образом. Так сказать, с целью использования конъектуры момента для продвижения своих интересов не через конкуренцию на ИТ-рынке, где позиции Майкрософт, с каждым годом ослабевают, а посредством лоббирования чиновничьего гнезда российского образования, чтобы с помощью чиновников занять ключевые высоты в российском образовании для реализации коммерческой выгоды. Это как раз и называется экспансией.

Надо сказать, что система предоставления услуг профессионального обучения Майкрософт выстроена безукоризненно. Все здесь сделано на высоком уровне - и сама инфраструктура, и технологии обучения, и содержание учебных ресурсов, и система лицензированных учебных центров, и система сертификации и пр. Также и охват аудитории максимальный, которая включает и пользователей разных категорий, и студенчество, и специалистов, организаторов учебных процессов, создателей информационных университетских кампусов и пр.

Но здесь есть одно «НО». Дело в том, что компания Майкрософт не является образовательным учреждением, и никогда образованием как таковым не занималась. Ее интересы лежат в плоскости обучения и тренинга своим продуктам их потенциальных и реальных пользователей. Для Майкрософт система образования это, прежде всего, канал доступа к человеческим ресурсам - потенциальным своим пользователям, а также обширное поле для бизнеса посредством внедрения в образовании собственных технологий.

В своем предложении компания Майкрософт берется за все «задачи индустрии образования» «в антикризисных программах правительства». Это и повышение грамотности в области ИКТ, и формирование ИКТ-компетентости студентов, и обучение и повышение квалификации ИТ-специалистов, и обучение преподавателей, и обучение и поддержка будущих предпринимателей в сфере ИТ и пр.

Здесь за общими понятиями и скрыто само лукавство. Все эти понятия следует конкретизировать. А именно, правильно было бы говорить не об образовании и обучении вообще, а об обучении или тренинге технологиям и решениям компании Майкрософт (ничему другому Майкрософт учить просто не может).

Например, повышение информационной грамотности населения означает, по сути, повышение информационной грамотности в использовании продуктов Майкрософт, формирование ИКТ-компетентости студентов означает формирование компетенций, прежде всего, в использовании продуктов Майкрософт, обучение и повышение квалификации ИТ-специалистов означает обучение и повышение квалификации в применении продуктов и решений Майкрософт и т.д. Тогда сразу становится ясно, каким объемом каши от Майкрософта предлагается накормить мозги россиян.

Заодно кратко прокомментирую и проект Соглашения о сотрудничестве между Минобрнауки и Майкрософт. Хотя разрабатываемое соглашение носит рамочный характер и формулировки в нем даны в самом общем виде, оно не может не вызывать беспокойства. И настораживает оно уже в первой фразе: «Соглашение о сотрудничестве (далее - Соглашение) устанавливает основы сотрудничества между Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - МОН РФ) и Обществом с Ограниченной Ответственностью «Майкрософт Рус» (далее - Майкрософт) как часть международной инициативы Корпорации Майкрософт «Партнерство в образовании»».

Из этой фразы можно понять, что российский орган федеральный власти, а именно, МОН РФ, становится соисполнителем части международной программы коммерческой компании Майкрософт, реализуемой на территории России в сфере образования. И совершенно неясно, кто кем командует? Также хотелось бы знать, где концепция, обоснования такого сотрудничества и бизнес-план, где все эти вещи обсуждались?

Далее Соглашением предусматривается долгосрочность сотрудничества - «МОН РФ и Майкрософт поддерживают цели и задачи международной инициативы «Партнерство в образовании» и будут вместе прикладывать усилия для ее реализации с 1 января 2009 года по 28 июня 2013 года»., причем на постоянной основе с обязательствами по достижению целей, изложенными в Приложении А (для МОН РФ) и Приложении Б (для Майкрософт).

Соглашение предусматривает достаточно жесткий режим работы, характерный для совместных программ или проектов. В частности, в проекте Соглашения сказано: «Контактные лица Майкрософт Рус и МОН РФ будут встречаться ежеквартально, начиная с 1 января 2009 года. Контактные лица Майкрософт Рус и МОН РФ будут предоставлять совместные отчеты МОН РФ и Майкрософт каждые полгода. Отчет будет включать оценку целей, достижений и воздействия программы «Партнерство в образовании» в Российской Федерации».

В Соглашении определены следующие основные направления совместной деятельности: инновационные школы, инновационные педагоги, творческие учащие. Например, по первому направлению «Майкрософт обязуется приложить усилия для организации тренингов для учителей общеобразовательных школ. Целью этих тренингов будет обеспечение безопасного использования ИКТ в обучении, а также внедрение инновационных методов и форм обучения, повышение эффективности работы учителей и улучшение качества знаний вследствие обучения путем усовершенствования учебных планов и повышения мастерства преподавания у учителей…».

Вот так! Ни много, ни мало, Майкрософт будет организовывать тренинг учителей общеобразовательных школ по применению продуктов Майкрософт, научит учителей безопасно использовать ИКТ в обучении (Безусловно, эта задача посильна только компании Майкрософт (!?). По крайней мере, доведенным до ручки реформами российским преподавателям эту задачу чиновники из Минобрнауки не доверяют. - прим. авт.), будет внедрять свои продукты (инструменты) и решения, поддерживающие инновационные методы и формы обучения, усовершенствует учебные планы, повысит мастерство преподавания. Прямо сказка какая-то!

А, что же при этом будет делать МОН РФ? А «МОН РФ сделает возможным проведение Майкрософт и ее партнерами исследований, целью которых будет определение достигнутых результатов по отдельным направлениям инициативы «Партнерство в образовании» и воздействию технологий на процесс обучения». Т.е. МОН РФ сделает все, чтобы сама Майкрософт исследовала и оценила результаты реализации своей инициативы (вторжения в российское образование). Например, оценила уровень насыщения серого вещества среднестатистического россиянина майкрософтовскими мозгами.

Далее «МОН РФ приложит усилия для того, чтобы включить в учебные планы общеобразовательных школ дисциплины по безопасному использованию ИКТ, защите, пониманию и уважению прав интеллектуальной собственности, разработке программного обеспечения и программирования». Т.е. МОН РФ сделает все для включения в образовательные программы дисциплин по использованию (причем, безопасному (!?)) продуктов и решений компании Майкрософт, в том числе и в сфере разработки программного обеспечения и программирования. Т.е. не учебно-методические объединения системы образования определят, в какой форме занятий и в каком объеме необходимо включать в учебные программы изучение продукции Майкрософт. Это сделает сама Майкрософт, а чиновники из Минобрнауки, приложат усилия для того, чтобы включить все это в учебные планы, минуя методические объединения и советы.

Еще «МОН РФ и его партнеры, ответственные за профессиональную подготовку учителей в Российской Федерации, выразят свое мнение и приложат усилия для предоставления поддержки и помощи учителям при использовании ИКТ в процессе обучения». Здесь явно не дописано то, что подразумевается - …при использовании в процессе обучения ИКТ и решений компании Майкрософт. Причем, надо понимать так, что, если учителя будут применять другие средства и технологии в процессе обучения, например, продукты открытого программного обеспечения, что в большей степени соответствует интересам государственной безопасности, то тогда они не получат от МОН РФ ни поддержки, ни помощи.

А что значит, что министерство не поддерживает какую-то деятельность в стране с укоренившимися традициями командно-приказной демократии? А это фактически эквивалентно запрету такой деятельности. Так что кушайте Майкрософт в приказном порядке.

Таким образом, исполнительское усердие со стороны МОН РФ, заложенное в Соглашении, таково, что невольно начинаешь думать, что МОН РФ уже в полном составе стало одним из подразделений компании Майкрософт.

Вернемся, однако, к содержанию выступления на совещании автора строк. Второе, что отметил автор статьи в своем выступлении, это несоответствие текста предложения истинным целям его реализации. Так как по существу речь в нем идет не о решении «задач индустрии образования» в условиях разрастающегося экономического кризиса в российской экономике, а, прежде всего, об обучении и тренинге продуктам и решениям Майкрософт, а также о насыщении образовательного поля России этими продуктами и решениями. И чтобы предложенные документы не служили целям сокрытия под общими терминами заложенного в них замысла, т.е. не служили бы прикрытием экспансионистских намерений одного из партнеров Соглашения, необходимо в представленных документах дать более конкретные определения целей деятельности и видов деятельности. Т.е., как уже говорилось, необходимо называть вещи своими именами. Например, «повышение информационной грамотности» уточнить, какой именно грамотности - в применении продуктов Майкрософт; «формирование ИКТ-компетентости студентов» опять уточнить, компетентности в чем - в использовании продуктов Майкрософт; «обучение и повышение квалификации ИТ-специалистов» также требует уточнения - в сфере применения продуктов и решений Майкрософт и т.д. Таким образом, Майкрософт занимается обучением и тренингом, связанными с использованием своих продуктов и решений с целью продвижения их на рынке, а не образованием в полном смысле этого слова. И было бы хорошо, чтобы в Минобрнауки делали различие между образованием и тренингом.

В-третьих, в образовании существует такой важный треугольник: система университетского ИТ-образования - электронное обучение - дополнительное образование. По всем этим вершинам треугольника, определяющим важные системные компоненты современного образования, у Минобрнауки есть огромный долг перед отечественной высшей школой.

Первая вершина развивалась самостийно, хотя, благодаря инициативам и методическому руководству МГУ им. Ломоносова, здесь достигнуты определенные результаты, которые могли бы быть много крат значимее при министерской поддержке.

Второе направление министерством провалено полностью. Благодаря деятельности или антидеятельности министерства Фурсенко, Россия в области электронного обучения отброшена назад на полтора-два десятилетия. И надежд на то, что в ближайшие годы появятся в этой сфере государственные стандарты и соответствующее методическое обеспечение, нет никаких.

Чтобы быть до конца объективным, все же стоит упомянуть, что в последние годы по рассмотренным выше направлениям, объявлялись гранты. Но по отработанной чиновничьей технологии средства попадали не тем, кто делает погоду. В результате эффект от этих грантов для образовательной практики оказался нулевым, т.е. практически все средства были разбазарены, так сказать, ушли в песок.

Та же история примерно и с дополнительным образованием. Если в министерстве времен В.М. Филиппова этой сфере уделялось большое значение и тогда мы выходили на задачи стратегического масштаба. В министерстве Фурсенко дополнительному образованию не только не уделялось никакого внимания, но все велось к тому, чтобы от него вообще избавиться, передав его бизнесу.

(Только тогда, когда до чиновников докатились слухи о концепции обучения на протяжении жизни и дополнительное образование оказалось козырной картой в образовательном мире, его не стали добивать, как это сделали с системой среднего профессионального образования. О масштабе задач в сфере дополнительного образования можно судить только по такому факту, что ежегодно в стране выпускается более 200 000 молодых специалистов невостребованных в экономике и организация их переквалификация по востребованным профессиям является актуальнейшей проблемой. - прим. авт. ).

В условиях разразившегося экономического кризиса спрос на услуги дополнительного образования обычно только возрастает. И это счастливый шанс для отечественной высшей школы заработать на востребованных образовательных услугах и выжить. Поэтому надо сделать все возможное, чтобы основной объем социального заказа на дополнительное образование остался за университетами и специализированными (индустриальными/коммерческими) учебными центрами. Тем более что университеты и учебные центры научились и сотрудничать, и делить работу в этой сфере.

В-четвертых, ориентация всей системы высшего профессионального образования на рыночный сектор только одной, пусть очень авторитетной компании - большая ошибка. Тем более, что стратегической перспективы технологии Майкрософт не имеют, так как в меньшей степени, по сравнению с продукцией других вендоров, отвечают международным стандартам. А, как известно, основой современной экономики служит система международных стандартов.

В-пятых, принятие столь масштабных решений, аналогичных комплексному предложению компании Майкрософт и соответствующему Соглашению, должно увязываться с государственной политикой в сфере информационной и технологической безопасности, которая в настоящее время находится в стадии формирования. Причем акценты в такой политике делаются в пользу информационных технологий, основанных на использовании сертифицированного специализированными национальными центрами открытого программного обеспечения, удовлетворяющего требованиям международных стандартов. При этом имеются достаточно обоснованные мнения о целесообразности вытеснения из бюджетной сферы программного обеспечения компаний, таких как Майкрософт.

В заключение было сказано, что развертывание эффективной системы дополнительного образования в условиях экономического кризиса, это в первую очередь задача российского университетского сообщества, а также уже сформировавшейся национальной системы индустриальных и коммерческих учебных центров. Эта задача им вполне посильна. И весь объем социального заказа, все деньги на его реализацию должны достаться именно этим исполнителям. И они сами определят с учетом потребностей рынка, в каком объеме и в каких формах потребуется использование в учебных процессах услуг и технологий профессионального обучения, предоставляемых Майкрософт и другими компаниями.

Заключительное слово на совещании было за заместителем министра, который дипломатично завершил обсуждение, поблагодарив участников совещания за работу и высказанные мысли, пообещав, что они будут учтены в дальнейшем. Собственно Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки РФ и Майкрософт не обсуждалось.

Какой осадок остался от совещания? Прежде всего, что удивило? Конечно сама инициатива Майкрософт, неожиданная по своей дерзости (если не сказать беспардонности), четко определившая стремление компании ворваться в российское образование и стать доминантой национальной образовательной системы. Эту акцию вполне можно расценивать как экспансию интересов Майкрософт в российском образовательном пространстве. При этом импульсом такого рывка являются не усилия по повышению конкурентоспособности своей продукции на рынке, а прямолинейное лоббирование легко поддающихся этому злу российских чиновников от образования и науки.

Всегда казалось, что компания Майкрософт дорожит своим имиджем. Очевидно, что данная инициатива и методы ее продвижения не пойдут на пользу этому имиджу, так как вряд ли найдут понимание у российской профессиональной и научной общественности. Но, несмотря на риск подпортить свою репутацию, приобрести армию новых недоброжелателей, компания ринулась к цели, не выбирая средств.

Возможно, перспектива прибрать к рукам огромное поле российского образования столь лакомый кусок, ради которого все способы хороши, тем более, наверняка, учитывались приверженность ко всему зарубежному лидеров российского руководства, а также сговорчивость российских чиновников.

О судьбе Соглашения сказать, к сожалению, ничего не могу. Скорее всего, оно еще не подписано. Но раз оно совместно готовилось, вероятность того, что оно будет подписано и начнет действовать, велика. И если это произойдет, то мы станем свидетелями эпохального достижения Минобрнауки, а именно, переноса национальной системы образования в новую эру - эру Майкрософт-образования.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 10.02.2009  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100