Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Дорогие игрушки для бизнеса

Московские новости
Дмитрий Докучаев

Насколько успешно работают бывшие чиновники в бизнесе? Сергей Алексашенко дает ответ на этот вопрос


Бывший первый зампред Центробанка и заместитель гендиректора компании "Интеррос" Сергей Алексашенко сменил место работы. Теперь он - президент инвестиционной компании "Антанта-Капитал", занимающейся операциями с ценными бумагами. В беседе с корреспондентом "МН" Сергей АЛЕКСАШЕНКО рассказал не только о фактах своей личной биографии, но и о некоторых тенденциях, связанных с уходом чиновников в бизнес.

- Ваш переход из мощного "Интерроса" в достаточно скромную "Антанту" - это шаг назад?

- Ничего подобного. "Интеррос" действительно крупная компания, особенно благодаря наличию в его структуре "Норильского никеля", но, как у любой крупной компании, там есть сильное стремление почивать на лаврах. Летом у меня закончился трудовой контракт с "Интерросом", и я получил предложение от группы "Антанта-Капитал", которое показалось мне самым интересным. Что касается внешней скромности, то эта компания может претендовать на гораздо большую известность, чем у нее есть сейчас. Надеюсь, что те задачи, которые мне здесь предстоит решать, будут не менее интересными, чем в "Интерросе".

- Тяжело ли вам в свое время дался переход из власти в бизнес?

- Он у меня был последовательным. Я сначала вернулся из Центробанка на научную работу в основанный мною исследовательский фонд "Центр развития", где полтора года добросовестно занимался анализом макроэкономической ситуации. Но не зря говорят, что после кислого пресное - невкусно. В какой-то момент я понял, что объем знаний и жизненный опыт позволяют заниматься более интересными вещами. Поэтому решил уйти в частный бизнес и принял предложение "Интерроса".

- Можно ли говорить о переходе чиновников высшего уровня в бизнес как о тенденции или этот процесс носит случайный характер?

- В мире это нормальное явление. В Америке, Англии, Франции, Италии - сменяемая политическая власть. Одна партия меняет другую, и соответственно министры проигравшей партии возвращаются в бизнес, а удачливые бизнесмены из выигравшей рекрутируются в министры. Потом - наоборот. Предыдущий министр финансов США Рубин был президентом компании "Голдман Сакс", нынешний министр ОНил - президентом алюминиевой компании "Алкоа". Это нормальный процесс, и к нему относятся, как к смене времен года. Хотя бы потому, что человек, работая поочередно в бизнесе и власти, смотрит на мир по-другому - у него расширяется кругозор. В России же, к сожалению, сформировалась достаточно жесткая бюрократическая пирамида, которая в настоящий момент не готова пускать в себя кого-то со стороны, из бизнеса. Кроме личных знакомых высших должностных лиц, которые занимают место в этой пирамиде просто по принципу "свой человек". Но сказать о деловой репутации таких выдвиженцев нечего. Последний пример - назначение очередного господина Иванова из Питера на пост председателя Высшего арбитражного суда. Пять лет человек вообще непонятно чем занимался - никто не может внятно рассказать, где он работал и что сделал.

- Какую роль в этих передвижениях играет денежный вопрос?

- Я не помню, чтобы у нас кто-то уходил добровольно с высших чиновничьих должностей, получив хорошее предложение из бизнеса. Со среднего уровня исполнителей - от директора департамента министерства и ниже - переманивают регулярно. Особенно если кадр молодой, талантливый, энергичный. А вот от уровня замминистра и выше - уже нет. Очевидно, люди начинают чувствовать причастность к власти - ощущение, которое просто деньгами не заменишь. Да и наших высших чиновников особо бедными не назовешь. Когда некоторые из них избираются в Думу и показывают свои декларации со всеми счетами, квартирами, автомобилями, дачными участками - это становится абсолютно ясно.

- Это результат коррупции?

- Не ко мне вопрос. Могу лишь сказать, что, по моим ощущениям, уровень коррупции сейчас существенно выше, чем был раньше.

- А существует ли какое-то выработанное рынком представление, что чиновнику, скажем, уровня замминистра при его переходе в бизнес надо платить столько-то, и ни центом меньше?

- Думаю, что единой таксы нет, потому что подобные случаи - единичны. Есть два принципа подхода работодателей к решению такого рода вопросов. Первый - платить надо человеку за его работу, а не за то, что он когда-то занимал некую должность. В бизнес-структурах на высших должностях у нас находится прослойка людей в возрасте до сорока лет. Они все молодые, у них один и тот же опыт, и они смыкают ряды очень тесно. И не так уж много "топовых" вакансий в компаниях. Если же вакансия возникает, то идет направленный поиск человека, который способен выполнять ту или иную конкретную функцию. И есть понимание, сколько такой человек стоит на рынке. Конечно, за то, что он был когда-то министром, могут что-то приплатить, но не много.

Второй подход работодателя: у меня работает бывший вице-премьер, и мне это в кайф! Есть такие работодатели, которые готовы платить за бывшего члена правительства, как за дорогую игрушку. Однако сегодня в бизнесе деньги зарабатывать все тяжелее, и отставные чиновники в роли свадебных генералов пользуются все меньшим спросом.

- В последнее время появилась еще одна тенденция: чиновники участвуют в бизнесе без отрыва от своих основных обязанностей. Например, едва ли не все члены президентской администрации входят еще в советы директоров крупнейших акционерных обществ. Как вы к этому относитесь?

- У меня двоякое к этому отношение. Если государство является собственником компании, некие люди, уполномоченные государством, должны контролировать ее деятельность. Это нормально. Проблема состоит в том, что зачастую эти люди осуществляют лишь поверхностный контроль. Понятно, что у министра или главы Администрации президента и так времени не хватает, а тут еще надо вникать в дела крупных компаний: прочитать все финансовые отчеты, встретиться с менеджментом, задать все вопросы и получить на них ответы. Это весьма трудоемкая работа, если заниматься ею добросовестно, то уходит очень много времени. Из опыта работы государственных чиновников я знаю, что они порой подходят к этому просто формально.

- Вы можете привести пример тех чиновников, кто затем добился успехов в бизнесе?

- Бывший министр Петр Авен состоялся как очень сильный и яркий бизнесмен. Максим Бойко, некогда бывший председателем Госкомимущества, успешно работает в "Видео Интернешнл". Анатолий Чубайс и некоторые члены его нынешней команды в РАО "ЕЭС" - Яков Уринсон, Сергей Дубинин, который, кстати, до того очень эффективно трудился в "Газпроме".

- Считается, что государство не очень эффективный собственник. Но многие люди, которые приходят из власти в бизнес, на частном поприще добиваются успеха. За счет чего?

- Государство, как правило, является неэффективным собственником потому, что у людей, работающих в госструктурах, иные принципы оценки ситуации и принятия решений. Далеко не всем бывшим чиновникам удается найти свое место в частном секторе. Посмотрите, например, на Совет Федерации: там довольно много бывших членов правительства, уровня замминистра, которые в силу разных причин не смогли найти себя в бизнесе. В целом же, я считаю, что те люди, которые смогли сделать карьеру в государственном аппарате, могут разобраться и в задачах, что стоят перед бизнесом. Из собственного опыта могу сказать, что задачи государственного управления сложнее, чем задачи сферы бизнеса. Впрочем, верно и обратное. Я не сомневаюсь, что талантливые менеджеры из частных компаний смогли бы помочь "освежить кровь" нашему окостеневшему государственному аппарату и решить многие из стоящих перед страной проблем.

- А если вам поступит предложение вернуться во власть, вы его примете?

- Я не могу ответить на этот вопрос абстрактно. Многое зависит от того, на какую должность, какие задачи решать, на каких условиях, наконец, кто именно позовет. А так мой ответ: "Никогда не говори никогда".


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 23.12.2004  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100