Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Молодые иммигранты Канады ни в чем не уступают своим канадским сверстникам

Несмотря на то, что иммигрирующая в Канаду молодежь лицом к лицу сталкивается с непрерывно усложняющимися задачами приспособления к условиям жизни в новой стране, проведенное не так давно исследование демонстрирует, что благодаря политике правительства Канады, нацеленной на поддержание культурного многообразия, иммигрантам удается приспосабливаться к ритмам жизни на новой родине не хуже, а порой даже лучше, чем их местным сверстникам.
Согласно результатам проекта "Международное сравнительное исследование этнокультурной среды молодежи", направленного на изучение среды подростков-иммигрантов в 13 странах Запада, новоприбывшие чувствуют себя гораздо комфортнее в тех странах, где разработана стратегия содействия культурному многообразию, как, например, в Канаде.

В недавнем обращении к высшим должностным лицам в канадском парламенте почетный профессор факультета психологии Королевского университета в Кингстоне Джон Берри, руководивший на протяжении десятилетия исследованием в области межкультурных отношений, отметил следующее: когда речь идет о достижении успеха в жизни, то молодые иммигранты проявляют себя ничуть не хуже в сравнении с урожденными канадскими подростками.

Исследование профессора Берри было посвящено сравнению психологических, социальных и учебных достижений молодых иммигрантов и коренной молодежи в странах, традиционно разрешающих иммиграцию. Согласно результатам исследования, "канадская модель интегрирования", как оказалось, наиболее предпочтительна.

"Несмотря на недружественное отношение к некоторым иммигрантам после событий 11 сентября 2001 года в США и серьезные неприятности в связи с молодежными бунтами в таких странах, как Франция и Австралия ... Канада смогла по большей мере избежать подобных проблем, и одна из причин, благодаря которой это произошло, заключается в проведении огромной работы с целью гарантировать иммигрантам возможность сохранения своего наследия, а также содействия процветанию канадского общества", - сказал проф. Берри.

Сотрудники проекта "Международное сравнительное исследование этнокультурной среды молодежи" проводили опросы среди молодых иммигрантов и коренной молодежи в ряде стран, включая Австралию, Израиль, США, Португалию, Германию и Нидерланды. По словам проф. Берри, проблемы адаптации молодых иммигрантов анализируются только в наши дни по той причине, что подобный вид исследований не проводился до 1990-х годов.

В то время как молодые иммигранты из азиатских, центрально-европейских и восточно-европейских стран обустраиваются вполне комфортно, исследование показало, что мусульманская молодежь находится в чуть более выгодном положении в сравнении с остальными иммигрантами. Как считает Берри, причиной тому сама природа исламской диаспоры, чрезвычайно разнообразная по культурному составу, где в лоне одной веры объединены люди из всех культурных слоев. Мусульмане также живут очень сплоченным и поддерживающим друг друга сообществом, и этот опыт помогает им легче адаптироваться в Канаде.

Данный проект представляет на сегодня самое широкомасштабное исследование обустройства молодых иммигрантов в новой стране, и выводы этого проекта говорят о том, что многокультурный уклад помогает молодежи легче адаптироваться, в то время как ассимиляция, разделение по этническому принципу и изолирование оказались более ущербными для процесса адаптации.

Профессор Берри заявил, что дискриминация - единственный наиболее важный фактор, ведущий к слабой адаптации.

"Молодые иммигранты не выбирают целенаправленно Канаду, они прибыли сюда без каких-либо консультаций и приглашения на жизнь в новой стране, и этот факт может поднять ряд других вопросов", - сказал он. Процесс двустороннего интегрирования в Канаде, содействующий культурному разнообразию и благосклонному отношению к иммигрантам, надежно закреплен во многих позициях основного законодательства, примером может стать закон "О многообразии культур" и канадский "Закон о правах человека".

Хотя исследование Берри продемонстрировало превосходство Канады над большинством других стран в сфере иммиграции и обустройства, некоторую обеспокоенность все же вызывает более медленный процесс адаптации родителей подростков-иммигрантов, что негативно влияет на тинэйджеров. Берри также отметил, что подросткам-иммигрантам гораздо сложнее уживаться со своими родителями, чем их коренным сверстникам.

"Если жизнь родителей сложна, то их сложности оказывают влияние на детей, и в итоге все большее и большее количество молодых иммигрантов сталкивается с проблемой бедности, - утверждает Пол Анисеф, заместитель директора Центра исследования иммиграции и обустройства. - Существует разница между наличием политики, содействующей культурному многообразию, и реальной жизнью иммигрантов в Канаде".

По словам Анисефа, с 1970-х в канадской политике иммиграции и обустройства произошли огромные перемены. В течение двадцати лет иммигранты прибывали в основном из стран, расположенных в Азии, Южной и Центральной Америке, на Ближнем Востоке и в Африке.

Прогностические данные утверждают, что к 2017 году 20 % населения Канады будут составлять те, кого сегодня относят к явному меньшинству.

Согласно Анисефу, свыше 30 % детей-иммигрантов живут в семьях с доходами ниже официальной черты бедности.

Однако социолог Харви Кран из университета провинции Альберта утверждает, что даже если родители-иммигранты, прибывшие в 1990-е годы, не достигли материального благополучия, это совсем необязательно негативно отразится на их детях-подростках. Воспользовавшись статистическими данными анкетирования молодежи Канады, Кран провел в 2001 году исследование и обнаружил, что молодые иммигранты из числа явного меньшинства, невзирая на бедность и языковые барьеры, обладают значительно более высокими устремлениями в области образования в сравнении с коренными канадцами-сверстниками.

Кран утверждает, что в случаях, когда родители-иммигранты, будучи профессионалами, не имеют возможности трудиться по специальности из-за непризнания государством иностранного диплома об образовании, они ориентируют своих детей на достижение более высоких и значимых результатов в жизни.

Как утверждают критики, канадская система оценки в баллах, привлекающая в Канаду наиболее образованных и квалифицированных профессионалов, не отвечает потребностям трудоустройства для вновь прибывших или же создает серьезный дефицит рабочей силы в профессиях, требующих квалифицированного труда. Также полагают, что обучающие учреждения не подготовлены в должной мере, чтобы справиться со значительным количеством молодых иммигрантов и их родителей, зачисляющихся на обучение в университеты и колледжи.

Дэвид Солсбери, преподающий интернет-курсы для молодых иммигрантов в одном из колледжей, расположенном в столице Канады г. Оттаве, говорит, что в первое время после прибытия в новую страну молодые иммигранты находятся в возбужденно-волнующем состоянии, однако впоследствии на них может нахлынуть депрессия.

По словам Солсбери, наряду с языковыми сложностями, финансовыми проблемами и трудностями социализации, следует учитывать, что иммигранты из разрушенных войной стран или мест со значительными нарушениями прав человека часто прибывают в новую страну травмированными.

"Люди прибывают к нам, гонимые очень сложными ситуациями; зачастую они трудятся намного упорнее, чтобы достичь желанных целей", - говорит Солсбери.

Исследование проф. Берри рекомендует правительствам тех стран, где разрешена иммиграция, поощрять иммигрантов "следовать путем интегрирования". Такой подход позволит сохранить этническое наследие и образ жизни новоприбывших, и в то же время разрешит им участвовать в общественной жизни новой для них страны.

Он утверждает: "Если у вас есть наполовину вмонтированное в бетонное основание мозаичное панно, то вы не сможете его завершить, пытаясь втиснуть в оставшееся свободное пространство все, что есть под рукой. Вам придется вновь собрать вместе все составляющие мозаики и поменять их форму и размер так, чтобы они подходили друг к другу. Таково требование как для вас, так и для мозаики".

Страница сайта http://www.moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=6368