Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Александр Филиппенко посочувствовал всем, кто не пришел на его концерт

«Как жаль, что вас не было с нами!».

Это даже не название о-о-очень джазового спектакля, прошедшего в Драмтеатре вечером в понедельник, 28 ноября, а реплика. Моя лично и всех, кто пришел на представление неподражаемого Александра Филиппенко.

Традиционно «тяжелый» день стал настоящим пиршеством не только для театральных гурманов, но и для поклонников джазовой импровизации.

Время показало, что между фамилией Филиппенко и понятием аншлаг можно смело ставить знак равенства. Его невозможно не любить. Мастер перевоплощений, артист кино и эстрады, известный по ролям в фильмах «Бумбараш», «Мой друг Иван Лапшин», «Убить дракона».

Краткая биография:
Александр Георгиевич Филиппенко. Родился в Москве. Окончил театральное училище им. Б. В. Щукина (1974). В 1964-1969 - актер и режиссер эстрадной студии МГУ "Наш Дом", в 1969-1975 - актер Театра драмы и комедии на Таганке, в 1975-1994 - театра им. Евгения Вахтангова. В кино с 1969 года (первая роль - Володя Харламов - в фильме "Я его невеста"). Заслуженный артист РСФСР (1989).

Отбирая репертуар для концертов, он всегда отвечает на вопрос, почему именно сейчас вышел с таким материалом? Актер должен быть всегда чуть-чуть впереди зрителя. Тогда публике будет интересно смотреть. По признанию самого актера, сейчас растет поколение, в душу которого он и его помощники пытаются вложить умные мысли и добрые чувства.

Как любит говорить о себе - поклонник джаза со стажем.
- Джаз - это ван-гоговское ощущение жизни, - уверен он.

На вопрос: «Случалось ли вам себя похвалить или поругать за выбор профессии?» Филиппенко лишь улыбается: «Похвалить - только втихаря за кулисами, когда никто не слышит. И раскаиваться приходилось, ведь бывает очень сложно. Нужно каждый раз преодолевать себя, как Эверест, и чего это стоит - только ты один и знаешь». Он всегда привозит с гастролей цветы, которые ему подарили, как бы это ни было трудно. Ночью в гостинице старается их сохранить. Этому его научили великие актеры вахтанговского театра.
Филиппенко умеет так точно расставить акценты в тексте, что произведения становятся как будто собственно его, читателя. В этом-то и есть, как сейчас модно говорить, главная «фишка» - он полностью погружается в текст и играет, ничего не играя.
Герой рассказа Миша Корзинкин (он же является и личным повествователем) хочет, чтобы вокруг был добрый мир, чтобы его друзья были счастливы, но каждый радостный всплеск эмоций и надежд Миши подвергается авторскому и читательскому сомнению. Автор жалеет героя, сочувствует ему, но практически постоянно опровергает надежды и даже ощущения Корзинкина.

Рассказ - образование настолько малое и поэтому концентрированное, что идиллический его вариант (в данном случае) должен заявить о себе немедленно. Так и произошло: "Пора мне уже завести себе часики, чтобы, значит, они тикали и вселяли бы в мою душу гармонию и покой».

Особенность аксеновского героя в том, что он не просто стремится к гармонии, а вопреки всему фону рассказа ее ощущает. Авторская ирония в большинстве случаев как раз и находит себе место в создающемся несоответствии между трудной действительностью и легким в своей наивности и оптимистичности героем. Чем хуже ситуация, чем неуютнее быт, чем враждебнее реальность, тем просветленнее становятся и главный герой, и близкие к нему персонажи.

Предложения строятся комически-абсурдно: создается эффект оправдания, самоуговаривания и заговаривания (заклинания) одновременно: "За что, не знаю, такого тихого человека, как я, выгонять из дому? Бывало, когда сижу в комнате у калорифера и читаю книги по актерскому мастерству, когда я вот так совершенствуюсь в своей любимой профессии, слышно, как вода из крана капает, как шипит жареная картошка, ни сцен, ни скандалов никому не мешаю"
Герой стремится быть счастливым в дружбе, поэтому появляется гениальный скульптор Яцек Войцеховский; главный герой должен полюбить - и тут же приходит "наша мировая звезда" Ирина Иванова. Герой хочет ощутить радость общения с прекрасной природой - и он тут же переносится из холодной Москвы в Крым.

В рассказе красота Крыма дана не только через ощущения Миши, а, со ссылками на кинокадры: "... внизу, во всю ширину, как в панорамном кино, открылся перед нами рай земной. Это просто было что-то удивительное - синее море почти от неба и знакомые по открыткам склоны зеленых гор".

В рассказе ощущается традиция Островского: сочувствие, уважение и любовь к актерам, к их нелегкому ремеслу, внимание к актерам большим и малым, известным и неизвестным, но одинаково уязвимым из-за психологических особенностей своей профессии.

«Как жаль, что вас не было с нами…» - это рассказ 1965-го года, написанный Василием Аксеновым. Именно он, Аксенов, едва ли не первым ввел в лексикон советского человека слова «джаз», «джинсы».

Забегая вперед, скажу, что спектакль удался на славу. Не смутила брянскую публику небольшая задержка выступления (у нас в городе, не знаю уж, как в других местах, это совершенно привычное явление) и сложности с точным определением жанра. В итоге все сошлись на том, что сие явление - нечто среднее между джазом и прозой.

Господин Филиппенко - человек энергичный и общительный, доказал, что в своем возрасте - в сентябре актеру исполнился 61 год - не только не потерял формы, но еще может дать фору многим. «Виной» тому, что Филиппенко кажется актером без возраста (или вне возраста - как вам больше нравится) - его…шевелюра. Точнее, ее отсутствие. На что сам Александр Георгиевич только шутит: мол, мои знакомые ужасно переживают по данному поводу, а я вот - нисколько. Оказывается, героем может быть "маленький человек" (Миша себя сам назвал "маленьким человеком, сохранившим "рыцарский пыл и благородство"). Корзинкин настолько мал, что иногда сравнивает себя с животными: с птицами, насекомыми. Также с животными олицетворяет Миша своих врагов, поэтому в результате создается впечатление, что в рассказе действуют не люди, а их "меньшие братья".

Однажды герой вдруг перестает верить в собственное счастье, когда рухнули его надежды прославиться на весь мир. И вот когда он и другие персонажи одновременно ощущают Мишино несчастье ("Вокзал хмуро высился над нами, а перед его чудовищным портиком и высоченным шпилем, перед длинными колоннадами мы казались себе маленькими и несчастными. Таксисты провожали нас ироническими взглядами"), то для сохранения равновесия Миша тут же обязательно увидит что-либо приятное и обрадуется, потому что не может печалиться долго и рефлектировать ("Я смотрел на нее - ... она проявляет преданность и тонко мне сопереживает. Чудеса, да и только, подумал я и вдруг почувствовал себя счастливым, как никогда").

В кульминации рассказа у читателя и слушателя возникает ощущение некоего всемирного счастья, ощущение всеобщего духовного родства и всеединства: "А мы сидели, шумно пируя, словно рыцари и прекрасные дамы под закопченными сводами нормандского замка. Мы делили голубой огонь и перловку и бросали кости нашим собакам. Боже мой, думал я, смертные люди!.. Что же делать? Может быть, верить друг в друга, в то, что соединило нас сейчас здесь... Ведь мы же все должны друг друга утешать, все время одобрять... устраивать вот такую веселую кутерьму, а не подкладывать друг другу свинью и не ехидничать".

Восхищалась мастерством актера Карина Королева

Страница сайта http://www.moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=3411