![]() |
|||||||||
|
|
Фильм Федора Бондарчука «9 рота»: игрушки в войнушку?
Клип об Афганистане или картина о настоящих героях...
Почему так вышло? Во-первых, конечно, из-за рекламы. Яркие плакаты на каждом углу, бесконечные ролики на Первом канале... А на СТС (это сопродюсер фильма) вообще ни одной передачи уже не выходит без упоминания Федора Бондарчука. Но с другой стороны, это правда хороший фильм. По крайней мере (с этим ни один критик не спорит) - технически. В России за последние лет 20 так не снимал никто. Большой бюджет, идеальный голливудский монтаж, качественный звук, широкий экран, безупречно гладкая операторская работа, мизансцены, спецэффекты, пиротехника (все это, кстати, заметно даже в роликах). А еще это, как ни крути, фильм про героев. В России уже очень давно никто не снимал настоящее большое кино про героев. Таких, в которых (теоретически) могут дети играть во дворах. К этому фильму отечественные киношники шли давно (а зрители давно ждали). Там нет чернухи, нет не ясных широкой публике умствований, нет попыток выдать за «блокбастер» кино, стоившее три копейки. «9 рота» - чисто зрительский фильм: не для фестивалей и критиков, а для людей, которые покупают субботним вечером билет в кино. Зрелище. Вот только очень многие остались этим зрелищем недовольны. Включая некоторых журналистов «КП»... За такую контру десантура била морду!
Посмотрев «9 роту», испытываешь такое чувство, будто тебя примитивно обдурили. Такой рекламы новой ленты на ТВ не было даже у «Ночного Дозора». Режиссер Федор Бондарчук мелькает на экранах телевизора чаще, чем Путин в день инаугурации. Когда Россия еще не видела «Роту», у режиссера был уже вид усталого киноклассика, создавшего очередной шедевр. Ясно, что, если режиссер хочет сказать миру свое слово о войне, он должен презреть замызганные стереотипы и отбросить банальные лекала. Я уже не говорю о такой прописной истине, что исторический фон событий, достоверность ситуаций и психологическая оправданность поступков героев должны быть выверены пуще швейцарских часов. В противном случае режиссер и фильм под видом правды навязывают нам правдоподобие.
Вместо обязательного экзамена на зрелость боевую «учебники» сдают в грязной кочегарке проверку на зрелость половую - устроили «групповуху» Белоснежке - бессловесной, как резиновая кукла, гарнизонной проститутке. После обильной случки с отделением солдат девка вдруг почувствовала себя любимой. Этот кочегарный животный секс, видимо, так увлек режиссера, что он забыл хотя бы мельком сказать зрителю о святом для каждого солдата - его герои приняли присягу. Бондарчук насилует правду жизни куда грубее, чем десантура - потаскушку. Забегая чуть вперед, скажу: и в учебке, и в Афгане почти напрочь игнорируются офицеры, непосредственно командующие подразделением. Рядом с бойцами «в эпизодах» появляются капитан и старлей. И тут - лживый перебор: один открыто пугает ребят паническим «афганцев не победить» (за такую контру десантура била морду), другой - дебильного вида инструктор, якобы не замечающий в руках пениса из пластита, вылепленного солдатом (цена эпизода - смех). Ротный как образ не состоялся в принципе. Главное событие фильма - сражение 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка на высоте 3234 - титрами «привязано» к выводу наших войск из Афгана на родину. И тут Бондарчук и его помощники еще раз попали в ловушку неправды: во-первых, бои на высоте 3234 были двумя годами раньше, чем это показано в фильме (операция «Магистраль» при деблокировании города Хост), во-вторых, каждый солдат и офицер 345-го полка знает, что там погибло не более 10 человек из 100. А не вся рота. Гражданскому зрителю эти военные подробности, может быть, до лампочки, но для ветеранов-«афганцев», особенно из знаменитого 345-го ПДП, выходившего из Афганистана последним, этот дутый «художественный героизм» не нужен - реального было под завязку. Явно чувствуя, что фильм недотягивает до задуманных высот драматизма, режиссер в конце картины с помощью пафосного закадрового голоса начинает лопотать то о бестолковости афганской войны, то о том, что мы в ней победили. Изможденный рвущим уши грохотом боя и кровавым натурализмом сцен зритель покидает зал контуженным этим давно осточертевшим разноцветным клиповым сумасшествием... Они хотели стать героями. И стали Денис КОРСАКОВ (27 лет, выпускник журфака МГУ, в армии не служил)
«9 рота» - не о высоте 3234, и не о священном ритуале присяги, и даже не об Афганистане. Сейчас я тупо перескажу сюжет - он, кстати, совсем несложный. Несколько пацанов добровольно (еще раз для всех глухих: ДОБРОВОЛЬНО) отправились на ближайшую войну. Они хотели стать мужчинами (интересно, смогли бы сами внятно растолковать этот смутный образ?). Чего-то там себе доказать и объяснить. Убить страх. Стать (ни для кого) героями. Совершить подвиг. Вот, кстати, у Набокова в одном из лучших романов был паренек, который хотел совершить подвиг; совершил - и погиб, и, возможно, глупо, нерационально. Только забыть его не получается. И «9 роту» не получится.
Это - сердце фильма. Это причина, по которой он заворожит и подростков, и их усталых родителей. И в этом плане там сплошная художественная правда. А все остальное... «Клиповое сумасшествие?» Да, война очень гламурно снята, и вертолеты там - сплошь из эскадрильи имени Ридли Скотта. «Кочегарный секс»? Ни фига; это одна из лучших сцен фильма, снятая на удивление легко и правильно. Реальная 9-я рота не так показана? Штаны у десантников не так надеты? Ну так вы ж не документальный фильм смотрите по каналу «Россия». В кино вообще можно одновременно рассказывать и про 9-ю роту, и про Аргунское, например, ущелье, и еще Бог знает про что. Главное - слепить это в хороший фильм. ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Мнение ГОБЛИНА: Папенькины сынки - поколение лузеров!
(...) [Такие, как Федор Бондарчук] выросли за спинами своих пап. Папы творили в те времена, когда никакой конкуренции не было - кроме советского кино (...). А когда в страну хлынула продукция Голливуда, стало ясно: им, детям, не светит ровным счетом ничего. Они проиграли при рождении. Они - поколение проигравших, лузеров, льющих свои лузерские помои в головы зрителей. Им не надо платить деньги за то, чтобы они гадили на родную страну. Они будут это делать бесплатно, искренне и с упоением.
Дорогие дети! Родина, страна - это не правительство и не политический строй. Вашей Родине - почти тысяча лет. И за эту тысячу лет ваши предки прописали по первое число всем, кто на них рыпнулся. И оставили вам в наследство одну шестую часть суши. Ваша задача - не просрать то, что вам оставили. Защищают Родину обыкновенные солдаты, а не ушибленные на голову журналисты, режиссеры и прочие «борцы за свободу». Короче. Смотреть фильм нужно обязательно. Снято действительно неплохо, для нашего кино, повторюсь, прорыв. Однако при просмотре следует помнить о том, что на самом деле произошло с девятой ротой на высоте 3234. ДЕНЕЖКИ Побил Фандорина и «Ночной Дозор» «9 рота» собрала за первые четыре дня проката почти 7 миллионов долларов. Картину посмотрели более полутора миллионов зрителей. Это рекорд. Такого в отечественном прокате не удавалось сделать ни одному фильму - ни русскому, ни зарубежному. Для сравнения - данные о сборах других картин (суммы в долларах): «Турецкий гамбит» - 5 миллионов (за 6 дней проката). «Ночной Дозор» - 3 миллиона (за 4 дня проката). «Статский советник» и «Бой с тенью» - по 2,5 миллиона (за 4 дня). На официальном DVD «9 рота» выйдет не ранее чем через месяц (точная дата пока не определена).
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|