Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Снежное соло Ольги Аросевой

Елена Чибисова

"Вышел ангел из тумана",
Театр Сатиры,
пьеса Петра Гладилина, режиссер Никита Ширяев
В ролях:

Екатерина Кондратьевна -
Ольга Аросева
Архангел Гавриил - Лев Дуров
Коленька - Павел Мисаилов
Белла Соломоновна - Зоя Зелинская

Братья - Анатолий Гузенко и Борис Тенин
Их жены - Наталья Карпунина
и Луиза Мосендэ
Их дети - Ольга Мотина
и Светлана Малюкова

Странную пьесу написал Петр Гладилин. Сюрная притча растет на стопроцентно бытовой почве. Диковатый абсурд соседствует с «душевкой», с пафосом незыблемых истин. Виражи оторвавшегося от земли сознания - со строго и внятно читаемой моралью. Природа стилевого раздвоения проста - пьеса написана для Ольги Аросевой.
Она сама - живой сюр природы и естества, сумасшедший поэт санитарии и гигиены души, кокетливый и эксцентричный хранитель устоев. В ней все начала сходятся в гармонию, ей позволено говорить слова, от которых обычно немного неловко, нет-нет, не те - те на сцене уж прижились, став хорошим тоном. А вот фразу «… и каждый час в вагоне умирал солдатик» произнести так, чтобы не было ужасно за вековую спекуляцию на солдатиках, можно не всем. Ей можно. Ей, вне эстрадных рамок, в поле ее собственной чистой и мощной энергетики оказалось дозволенным все. Ее актерская природа правдива настолько, насколько точен внутренний камертон. В этом спектакле он, похоже, равняется на ее собственную жизнь и хранит от неточностей.
«Просматриваю свой дневник за последние два года. Забавно. Одна запись кажется мне сейчас особо знаменательной. Вот она, - пишет А.Н. Арбузов «дружочку Оленьке», - Не люблю женщин. Они все очень неуклюже стараются. Вот именно стараются. Стараются быть милыми, интересными, умными, невыносимо делается жалко их. О, я хотел бы увидеть женщину, которая была бы легка и естественная во всех проявлениях. Как полет птицы, как мелодия Моцарта, как утренний свет солнца. Сейчас я не мог бы этого написать. Вы тому причина».
Он, наверное, прав, наказанный-таки за снисходительное предубеждение драматург. Трижды прав был бы, если бы добавил - «на сцене». Все подмеченное им тоже утроилось бы, а редкость встречи с правдивой актрисой удесятерилась. И в эту редкую категорию снова попала бы Ольга Александровна - в премьере театра Сатиры.
Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? С древнегреческим величием поссорились, но читать умилительно. Как поссорились два сына Екатерины Кондратьевны? Примерно так же по-идиотски, но слушать омерзительно. Несмотря на почти полное подобие, трепетные миргородские жители полны нелепо возвышенной обиды и негодования, в то время как братья - глухой деятельной ненависти. Стариковская вендетта, теряющаяся в судебных разбирательствах по милости съевшей бумаги бурой свиньи, - детский лепет по сравнению с братским снежным комом мщения, наворачивающимся в геометрической прогрессии.
Вылезшая на свет Божий в мамин день рождения взаимная ярость оказывается испытанием непереносимым. И мама сходит с ума. Спокойно, как с поезда - на дальней станции, трава по пояс. Уходит, словно покидающая трон королева, шлейфом стягивая за собой скатерть. Прыгают по сцене праздничные яблоки, и мама исчезает из сна разума в свой собственный, красивый сон о детстве, о начатой заново жизни, о чистом снеге, падающем с ангельских крыльев, о новых детях, добрых и стеснительных. «Я не мама, я Катенька…»
Исправлять положение является посланник небес, бомжик Гавриил, сам из архангелов. Спасенный Катенькой из ставшего было последним приютом троллейбуса, помытый и приодетый в папины вещи, он неколебимо радостен и неостановимо болтлив, как ожившая птичка. Вспушая смешные нечастые волосики нимбом, перебирает комичными ножками навстречу своему счастью - пачке «Примы» и пузырю божественной крепухи. Умело витийствуя, ловко приспосабливает библейское к практическому и наоборот, к большому восторгу Катеньки. Двое вполне солидных людей вступают в хулиганский сговор, к ужасу нормального молодняка в полном взаимопонимании изгоняют сиделку, не знавшую, что такое любовь, и торжествующе шествуют прочь от разума и здравомыслия. И страшно хочется верить, что это и вправду архангел.
Лев Дуров очарователен и энергичен, букет из почти оперетточного темперамента и серьезных, знающих глаз он приносит к ногам полной достоинства партнерши, и их дуэт с Аросевой замечательно пропорционален. При этом она, не заражаясь его буффонной манерой, продолжает вести свою линию, нефорсированную, без досыла в зал, как бы и не замечающую его, зала, присутствия.
Она вообще несколько отдельная, и даже в плотном контакте с партнерами в ней явственна и притягательна сильнейшая внутренняя концентрация. Дав самой себе этот единственный за всю свою заботливую жизнь отгул, ее героиня может быть впервые с интересом и уважением слушает себя. И услышанное ею и в ней кажется, пожалуй, самым значительным, глубоким и ценным в спектакле.
Она идет вдоль белых снежных декораций Владимира Боера и слушает пение ангелов. Бедная милая внучка, восторженно артикулируя, машет лапками, пытаясь донести до спятившей бабушки состряпанное детьми целительное вранье. Но ее приподнятый бравурный поток приглушается и угасает вовсе, как плавно выключенный звук телевизора. Сосредоточенная и прекрасная, бабушка идет зачарованно мимо, узнавая музыку своей души. Это, возможно, самая красивая сцена, в чем-то ключевая для зрительского восприятия. Потому что точно так же, как Аросева не слышит никого, кроме ангелов, я по большому счету не слышу никого, кроме нее самой. Это не бенефис актрисы, это соло. При всем почтении к замечательным и профессиональным, включая совсем юных, актерам. Сильное, свободное, чудесное соло.
Ольга Аросева вообще принадлежит к категории чудесного, она чудесна и тихая, и гневная, и светлая. Ее отец когда-то писал в дневнике о Ромене Роллане: «Он весь смягчен и внутренне очень здоров и свеж. Будто бы в нем совершается настоящая весна». Именно весна совершается в Ольге Александровне. Даже, когда она стоит за туманным, как будто заиндевевшим от отчаяния стеклом, или устало и безнадежно садится за струящимися по этому же окну дождями.
Архангел рассудит и каким-то чудом помирит братьев. «Каин, - вопросит он деловито и строго, - зачем надел ты мокрые плавки на голову брата своего, Авеля?» И эта фраза не будет ни смешить, ни казаться заявкой на шутку. Она вытащит столь живописную панораму братских обоюдных злодейств, что, честно говоря, ребятки не вызовут обильного сочувствия ни в поссорившемся виде, ни в помирившемся. Хоть панорама реалистична и, увы, многократно по жизни воспроизводима. Но - то ли исполнители так строги к братьям, то ли сюжет заставил их чрез слишком многое переступить, - облегченного финального вздоха не испускается. А может, это мне полагается сеанс психотерапевтической магии от «душелюба и сердцеведа» Гавриила. Но формально все кончится миром.
А потом архангел придет за Катенькиной душой. И тут страшно захочется поверить, что это и вправду всего лишь мудрый и не очень везучий бомж.
Катенька, не уходите!..

Фото Натальи Фроловой


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 15.08.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100