Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Объявлен лауреат Букера-2001

До недавнего времени букеровское соревнование напоминало матч двух никому не известных команд, поскольку имена финалистов порой были неведомы ни среднему читателю, ни более просвещенным знатокам современной литературы. На сей раз в финале оказались писатели и произведения знакомые, и даже многими прочитанные. За Букером в этом году можно было не только равнодушно следить, но и болеть, переживать и более или менее осознанно делать ставки. В лидерах были "Кысь" Татьяны Толстой, "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой, "Сэр" Анатолия Наймана. В результате "тайных и явных голосований", как сказал председатель жюри писатель Юрий Давыдов, лауреатом стала Людмила Улицкая.

Литературная слава пришла к ней в девяностые годы с публикациями повести «Сонечка», удостоенной во Франции литературной премии Медичи (которая вручается за лучшее произведение зарубежного писателя), а также романа «Медея и ее дети». Кстати, и повесть, и роман попадали в шорт-лист букеровской премии прошлых лет.

Роман «Казус Кукоцкого», ставший победителем Букера этого года, вобрал в себя воспоминания и жизненные впечатления Людмилы Улицкой, связанные с ее детством, юностью, семьей родителей. Кроме того, сама тема произведения недвусмысленно выдает естественно-научное образование Улицкой, закончившей биофак МГУ.

Кстати, Улицкая была единственным фаворитом, присутствовавшим на букеровском обеде - церемонии объявления победителей. Ни Наймана, ни Толстой не было.

Церемония вообще проходила чинно и как-то буднично. Журналисты, писатели, бывшие лауреаты и настоящие претенденты поначалу прогуливались в фойе ресторана «Царев сад», где проходило вручение премии. Охрана отделяла гостей от журналистов и фотокорреспондентов, сделав некоторые исключения для телевидения. Затем ожидание оглашения победителя продолжилось уже за обеденными столами. Секретарь Букеровской премии Игорь Шайтанов рассказал о перспективах русского Букера и созданного в этом году фонда «Русский Букер». Прошлогодний победитель Михаил Шишкин вспомнил рассказ Толстого «Люцерн». Кулуарная молва, не справившись с ожиданием, потихоньку начала разносить имя лауреата нынешнего года. О победе Людмилы Улицкой стало известно еще до официального объявления решения жюри. Так что к выступлению председателя жюри Юрия Давыдова аудитория уже была готова.

В общем, все было обыкновенно. Но есть и некоторые отрадные новшества.

Роскошно-красочный, сказовый язык антиутопии (или романа-катастрофы) Толстой, подчеркнуто-суховатый стиль наймановского повествования об Исайе Берлине, эмоциональная и открытая манера Улицкой выглядели явно предпочтительнее академизма Александра Чудакова, маньеризма Сергея Носова и надуманного интеллектуализма Алана Черчесова. Однако, как бы то ни было, безусловным достижением Букера этого года стало активное участие издателей.

Лауреаты прошлых лет получали премии по итогам публикаций в толстых журналах. Ко времени выхода в свет отдельного издания читатели успевали забыть, что такое Букер и чем замечателен отмеченный лауреат. Ситуация этого года отличается коренным образом. Сергей Носов издан петербургской "Амфорой", Улицкая и Найман вышли в "Эксмо-Пресс", Александр Чудаков выпущен издательством "Олмо-Пресс". "Кысь" Татьяны Толстой вообще уступает в рейтингах продаж только романам Акунина и "Дыхательной гимнастике" Щетинина.

Иными словами, букеровские финалисты уже "опробованы" на читателе, подтверждены читательским интересом. Букеровская премия тем самым служит дополнительной "раскрутке" автора, провоцирует увеличение тиража.

Конечно, это коммерческая сторона литературного процесса, а не эстетическая. Но, может быть, роль литературной премии и состоит в том, чтобы искать возможность компромисса между тем и другим - между спросом и потреблением, выгодой и эстетикой, развлекательным и серьезным.
Во всяком случае, если издатели к премиям начинают привыкать, то читатели пока относятся к ним холодно и отстраненно - еще не привыкли.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 11.08.2002  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100