Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

ЛЕОНИД ФРАНЦУЗОВ: "БИЗНЕС ДОЛЖЕН ПРИНОСИТЬ РАДОСТЬ!"

Редкий россиянин не слышал монологов, не видел веселых сценок, исполненных Евгением Петросяном, Кларой Новиковой, Ефимом Шифриным. Но мало кто знает, что за улыбку и хорошее настроение мы обязаны не только этим замечательным артистам, но и авторам, которые придумывают им смешные и остроумные тексты. Среди них имя драматурга эстрады Леонида Французова -
одно из первых.

- Первый оклад, который мне назначили, был 45 рублей. Через некоторое время его повысили до 55 рублей!

- Но ведь на эти деньги жить невозможно.

- По инициативе моего друга Юры Хижняка мы взялись руководить двумя коллективами самодеятельности: на ткацкой фабрике и в местном Финансовом институте. Ставили со студентами и ткачихами одноактные пьесы, готовили концерты, поэтические выступления. В итоге мы, наконец, заработали денег для того, чтобы отведать настоящего амурского омуля. Благодаря тому же Юре я впервые вышел на эстраду. Он буквально заставил меня написать парный конферанс. Его я написал в стихах. Мы выходили в зеленых костюмах и просили снисхождения у зрителя, поскольку мы еще "зеленые" артисты, но обещали очень стараться. С этой программой мы выступали в Челябинске, Нижнем Новгороде… Я стал искать работу в Москве. Кроме актерского образования у меня ничего не было. Тем не менее, я стал работать на Прожекторном заводе, где в отделе кадров меня уговорили стать токарем. Я прошел обучение, мне присвоили второй разряд и какое-то время я точил детали. Потом мне предложили писать историю этого завода, чем я и занялся с большим удовольствием, поскольку материал оказался очень интересным. В МГУ на факультет журналистики я поступил уже когда исполнял обязанности освобожденного секретаря ВЛКСМ все на том же Прожекторном заводе. В 1973 году я получил второй диплом и, вступив в Профессиональный Комитет Московских Драматургов (дававший права "свободного художника"), целиком отдался литературному творчеству - эстрадной драматургии.

- Интересно, сколько вы получали как токарь?

- О, колоссальную сумму - 110 рублей. И вот что меня поразило. Я был на сдельщине, но не имел права получить больше этой суммы.

- А если бы вы сделали деталей больше?

- Плата за сверхплановые детали переводилась на следующий месяц, хотя они были очень нужны сейчас и шли в дело немедленно. В чисто творческом плане сейчас легче. Исчезла самоцензура, когда в советское время я должен был правой рукой писать, а левой удерживать правую. Мол, это не пропустят, а это просто запретят. Сегодня я абсолютно свободен в выборе тем и сюжетов. И это дает простор для фантазии и, соответственно, нравится зрителям. То есть выигрывают все: автор, общество, литература.

- А как в финансовом плане?

- Надо сказать, что авторы эстрады и при социализме работали по рыночному принципу: что продал, что купили - на то и живешь. Но после перестройки рынок резко сократился. Раньше покупателями эстрадных текстов было 70 с лишним филармоний. Они заключали с авторами договора, покупая у них тексты для своих артистов. Сейчас у периферийных филармоний нет денег на авторов. Они перестали закупать для своих артистов тексты. Практически исчез Москонцерт и Росконцерт. Недавно была ликвидирована и Московская областная филармония. Кроме того, до перестройки на каждом концерте, на каждой площадке обязательно присутствовал контролер из Всесоюзного авторского объединения, который заполнял рапортички с указанием, какие авторы и какие произведения были исполнены. По этим рапортичкам автору шли отчисления от каждого концерта, на котором исполнялись его вещи. Следили очень строго. Поэтому этот заработок для многих был основным.

- На что же живут авторы сегодня?

- Сегодня авторам платят сами артисты. Все расчеты идут через них. У них есть свои директора, бухгалтеры, а у некоторых даже редакторы. Фактически они стали "театрами одного актера".

- Но таких "раскрученных" артистов очень мало.

- На мое счастье я лет 15 назад завязал хорошие отношения с Евгением Петросяном, чуть позднее с Кларой Новиковой, Владимиром Винокуром и др. популярными и востребованными артистами эстрады. Я им пишу, а они мне платят, так как имеют такую возможность. Во время перестройки многие растерялись. Не всем удалось сохранить "свою клиентуру". Многие уехали за границу. Не могут вписаться в новые условия и молодые авторы. Среди них есть очень талантливые. И это трагично.

- А не мешают ли вписаться в новую ситуацию еще и устаревшие взгляды на взаимоотношения автора и исполнителя?

- Мои коллеги считают, что актер капризничает, когда хочет сначала обкатать новый материал, а уж потом за него платить. Я же им говорю: как это ни прискорбно, но к зрителю с вашим материалом выходит артист. И ему надо иметь успех. И если артист берет ваш материал, то он отвечает за успех обоих. Поэтому он имеет право так поступать, так как он покупает ваш товар. А в рыночной экономике покупатель всегда прав.

- Я знаю, что в среднем за номер (длительностью в 3 - 5 минут) артисты платят "старым" авторам примерно 500 у.е., а "молодым" от 200 у.е. и меньше. И всего один раз. После этого "товар" поступает в полное распоряжение артиста на вечные времена. Но не редки случаи, когда артист "забывает" заплатить и эти деньги.

- Как правило, это случается с артистами более низкого уровня. У крупных артистов это исключено. У каждого из них уже давно сложился свой ограниченный круг авторов, которым они остаются верны и стараются их не обижать. Более того, Евгений Петросян после гастролей в Америке собрал всех авторов, материалы которых исполнял, и честно поделил между ними определенную сумму денег, которые составляли авторские отчисления от концертов. К сожалению, такие поступки - исключения.

- А личная приязнь имеет место в этих отношениях?

- Конечно. Например, некоторые авторы не только пишут, но еще "шустрят" на каких-то концертах, корпоративных вечеринках и т.д., что порождает у некоторых артистов ревность. Я уже много лет не выхожу на сцену. И это вызывает ко мне особое расположение исполнителей: "Вот! Когда только ни позвонишь Французову, он всегда дома - пишет, работает!"

- Что же может помочь авторам эстрады выжить в нынешних жестких условиях?

- Мне кажется, нужно восстановить государственную систему контроля за исполнением авторских материалов на концертах. А в филармониях вновь создать структуры, которые бы целенаправленно закупали у авторов эстрады их продукцию. Сейчас же в эстрадном бизнесе процветает плагиат и воровство. У артистов нет репертуара и они, не моргнув глазом, исполняют произведения без ведома авторов. А сейчас распространился еще один вид воровства - раскрученных образов. По всей России стали появляться десятки (если не сотни) двойников "Пугачевой", "Леонтьева", "Сердючки", "новых русских бабок"… Молодые артисты вынуждены копировать образы, вместо того, чтобы создавать новые при помощи нас - драматургов эстрады.

- Что бы вы пожелали читателям нашего еженедельника?

- В советское время во всех словарях слово "бизнес" определялось как занятия с целью наживы. Меня это определение коробило. И я хочу пожелать представителям любого бизнеса получать от своего дела не только материальное удовлетворение, но и моральное и даже эстетическое. Только такой бизнес, на мой взгляд, принесет истинную радость.

Вел беседу
Владимир КРАСОВСКИЙ.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 02.08.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100