Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Юбилей МГУ включен в перечень памятных дат ЮНЕСКО

Аргументы и Факты

МГУ и памятник Ломоносову. Клуб выпускников МГУ25 ЯНВАРЯ, в Татьянин день, главный вуз страны - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - будет отмечать свое 250-летие. Это не только наш национальный праздник - юбилей МГУ включен в перечень памятных дат ЮНЕСКО. С какими достижениями и с какими проблемами подошел университет к «круглой» дате? Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с ректором МГУ имени М. В. Ломоносова, президентом Российского союза ректоров, академиком РАН Виктором САДОВНИЧИМ.

- ВИКТОР АНТОНОВИЧ, сегодня перед высшей школой правительство ставит задачу - привести отечественную систему образования в соответствие с западной, двухуровневой: бакалавр - магистр. Каким вы видите ее решение?

- Не нужно подгонять наше образование под западные стандарты. Мы должны сопоставить две системы, а это не одно и то же. Нельзя ломать то хорошее, что у нас есть. Во главу угла нужно ставить компетентность выпускника вуза. Если мы возьмем, например, учебный план любого нашего факультета, количество часов, экзаменов, научные работы, которые написал наш специалист, будучи студентом, то окажется, что он подготовлен основательнее, чем магистр любого вуза мира. Я считаю, что «специалист» должен иметь такое же право на существование, как «бакалавр» и «магистр». А приравнивание дипломов - задача техническая, ею должны заниматься эксперты.

- То есть нам, вопреки некоторым мнениям, нет нужды «догонять» Гарвард, Кембридж и Оксфорд?

- Конечно! Нам надо сохранить то, что у нас уже есть, нашу школу. Ведь по фундаментальному образованию у МГУ по-прежнему нет конкурентов. Я объехал весь мир, побывал в большинстве ведущих университетов и могу сказать это твердо. И это не только мое мнение, есть и экспертные оценки - например, независимые исследования американского Института Гурмана, согласно которым МГУ лидирует среди университетов мира по уровню фундаментального образования. Приведу и такую цифру - из ста приоритетов в фундаментальных направлениях, выделенных научным миром, семнадцать остаются за Россией. А о том, что именно за фундаментальным образованием будущее, свидетельствует, например, тот факт, что правительство Америки выделяет десятки миллиардов долларов на реформу образования, цель которой - усиление фундаментальной подготовки, то есть именно того, чем традиционно сильны именно мы!

- Стать студентом МГУ всегда было престижно и непросто. Но и ранее возможности у абитуриентов были разные, а сейчас положение еще более усугубилось. На ваш взгляд, Единый государственный экзамен решает проблему создания равных условий для всех поступающих?

- Мне кажется, что сначала надо создать равные условия для качественного обучения и в далекой сельской школе, и в элитном платном лицее в Москве. Я считаю, что ЕГЭ как единственная форма приема в высшие учебные заведения неприемлем. От глубокого образования мы можем уйти просто к натаскиванию, что неизбежно приведет к потере талантливых людей.

- Но при таком финансировании и науки, и образования проблему потери талантов решить сложно…

- Увы, да. Университет, конечно, старается. Например, ежегодно ста молодым преподавателям, научным сотрудникам и аспирантам Ректор МГУ. Клуб выпускников МГУмы присуждаем по конкурсу стипендию - 5 тысяч рублей ежемесячно. Эту стипендию (и зарплату) молодые люди получают в течение года или двух при условии, что они останутся работать в России. Поддерживаем мы и научный рост молодых ученых - ежегодно 100 кандидатов «без очереди» становятся доцентами, а 100 докторов - профессорами. Это тоже задерживает отток молодых специалистов. Однако только наших усилий недостаточно, нужна государственная программа.

Во всем мире государство наращивает свой вклад в образование, укрепляет фундаментальную науку. В конце лета я был в Пекине - участвовал во втором форуме ректоров ведущих китайских и зарубежных университетов. В этой стране есть специальная программа поддержки 70 крупнейших государственных вузов. Например, Пекинский университет ежегодно получает от правительства 100 миллионов долларов на приобретение научной аппаратуры и развитие своей базы. Кроме того, каждый профессор сверх зарплаты получает еще 6 тысяч долларов. Показательно, что нас пригласили именно для того, чтобы мы рассказали о своем опыте, дабы китайское правительство, нацеленное на развитие фундаментального образования, могло взять его на вооружение.

И еще. Я не думаю, что высшее образование можно отнести к сфере услуг. Конечно, граждане страны должны в той или иной форме вкладывать свои ресурсы в подготовку высококвалифицированных специалистов. Но главным образом это забота общества в целом и как выразителя его интересов - государства. Ведь не каждая семья сможет оплатить обучение ребенка, тем более нескольких. Я считаю, что образование - это стратегическая линия государства, его политика. Во всех странах мира образование является приоритетом для государства. Думаю, что и в России должно быть так.

- Во всем миpe не только наращивается участие государства в образовании, но и расширяется вклад бизнеса. А как с этим у нас?

- Пока нет никаких серьезных вложений. Но если их не будет, сам бизнес зайдет в тупик - не окажется кадров для его эффективного развития. Правда, делаются первые попытки отработать модель участия реального бизнеса. В этой связи хочу отметить положительные итоги работы по программе «образование в кредит», в которой принял участие наш университет в прошлом учебном году.

Ее суть в том, что сумма, необходимая для обучения (это 3-5 тысяч долларов в год в зависимости от факультета), берется в банке на 10 лет, без поручительств и залога - нужно только заявление студента. Речь идет о тех, кто сдал экзамены, но недобрал баллов для обучения на бесплатной основе. Пять лет кредит не отдается, а по окончании обучения в течение последующих 5 лет студент возвращает банку деньги с учетом 10 процентов годовых. Подсчитано - это «подъемная сумма». Сейчас в МГУ учатся примерно 300 студентов-кредитников. Думаю, в будущем году их число увеличится. Я считаю, что за такой формой участия бизнеса в образовании - будущее.

- Будем надеяться, что все ваши пожелания сбудутся и что в их реализацию внесут свой достойный вклад воспитанники университета. От имени наших читателей и от коллектива журналистов «АиФ» поздравляем МГУ с юбилеем!

- А я хочу поблагодарить всех выпускников за любовь и верность к университету, за поддержку и внимание к нему. Мы хотели бы, чтобы юбилейный год был всецело использован для развития нашей альма-матер и прикладываем для этого все свои силы.

К юбилею

будет открыта самая современная библиотека в России - на 5 миллионов томов, площадью 55 тыс. м2. Она вмещает в себя 20 книгохранилищ, 25 читальных залов, 4 трансформирующихся зала на 100 мест каждый, кинозал, а также хранилище редких книг;

150 сотрудников университета получат новые квартиры;

планируется оснащение подразделений МГУ самым современным научным оборудованием. Первая партия на 40 млн. долларов уже поставлена и работает. В ближайшее время будут закуплены еще две;

на орбиту выйдет научно-исследовательский спутник МГУ.


Елена НИКУЛИНА

Фото Олега ДЬЯЧЕНКО, Андрея ДОРОФЕЕВА


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 30.01.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100