Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

О бедном клиенте замолвите слово, или О проблеме выбора разработчика сайта

Александр Ласкин

Мы делаем сайты быстро, качественно, недорого.
Выбирайте любые два определения.
(фольклор)

Ситуация на веб-рынке Новосибирска

Сейчас в городе существуют сотни студий, занимающихся разработкой веб-сайтов. Из них не более двух десятков - компании с серьезными именами, богатыми портфолио - как общими, так и своих сотрудников (надо отметить, что студии не вечны, да и люди склонны к перемене места работы), а также грамотно организованными коллективами и бизнес-процессами. Остальные - это мини-студии, часто не превышающие по количеству трех-пяти человек и состоящие из дизайнера, программистов и менеджера по продажам (последнее - в лучшем случае; обычно эту роль берёт на себя один из сотрудников).

«О бедном студенте замолвите слово»

Когда-то студенты, умеющие пользоваться компьютером и имеющие такую возможность, оказывались предметом зависти - как со стороны своих «товарищей по несчастью», других студентов, так и со стороны преподавателей и научных сотрудников - поскольку компьютер экономил время, а, порой, и приносил неплохой доход.

Со временем количество классов с персональными компьютерами в ВУЗах увеличивалось, внедрялись новые обучающие программы, да и студенты уже были не те, что раньше: у всe большего их количества компьютеры, а то и выход в Интернет, появлялись дома. Обучающая литература прочно заняла своё место в книжных магазинах, и сегодня умением писать программы в ВУЗе уже никого не удивишь.

И почти всегда учащиеся ВУЗов стремятся заработать на своей «продвинутости» по отношению к другим. В данном материале речь пойдет, в том числе, о студенческих (или даже вообще о молодёжных) веб-студиях, одиночках-программистах и дизайнерах.

И хотя, безусловно, среди студентов встречаются талантливые одиночки, как раз и формирующие такие команды, им зачастую не хватает ни опыта, ни знаний, ни жестких требований со стороны самих клиентов, чтобы разрабатывать серьезные, «правильные», проекты.

Если же мы будем говорить про небольшие проекты, например, домашние странички, сайты-визитки с минимумом информации или сайты-каталоги продукции, то здесь студентам и прочей нашей талантливой молодёжи вполне есть, где развернуться: такие проекты не требуют, как правило, серьёзного профессионального подхода, - достаточно и сайта по шаблону.

Из крайности в крайность

Тем не менее, было бы совершенно неправильно считать, что чем большую сумму просит разработчик, тем выше его профессиональный уровень и тем выше будет уровень получившегося сайта. Сейчас в Новосибирске встречаются «осколки» некогда процветавших компаний (вроде «Новософта»), работавших на зарубежную аудиторию. Стоимость разработок в этих компаниях была хотя и конкурентоспособной на тех рынках - за счет более дешевой рабочей силы - но все же довольно высокой, если сравнивать её с местным рынком. Почему эти компании раскололись - тема для отдельной статьи, здесь этим рассуждениям не место. Эти «осколки» держат примерно тот же высокий уровень цен, что и их «родители».

Кроме этого, есть московские студии с громкими именами и с московскими же ценами. Примеры тому есть - мы сознательно не приводим конкретные названия. Ничего не хотим говорить про качество их работы, но считаем, что тот же товар можно купить и в Новосибирске (да и практически в любом крупном городе) за гораздо меньшие деньги.

Покупатель всегда прав. Кроме тех случаев, когда он - лев...

Зачастую даже в солидных компаниях на высоких постах, ответственных за принятие соответствующих решений, работают люди, не обладающие знаниями современных средств и систем разработки, или же не имеющие грамотных и независимых советников по таким вопросам. Для этих людей вопрос создания сайта своей компании - вопрос практически исключительно ценовой: кто предложит наиболее красивый дизайн за наиболее приемлемую цену (в случае тендера) или же просто кто предложит наименьшую цену (в случае простого выбора). Иногда имеет место подход а-ля «нет пророков в своем отечестве», заключающийся в принятии за аксиому того, что лучшие специалисты есть только в Москве / Европе / Америке (выбрать нужное), а свои все равно ничего хорошего не сделают. Кстати, готовый продукт в результате получается точно таким же (если не хуже), каким его могли бы сделать местные компании, но только гораздо более дорогим. Исключения бывают, но они редки, и подтверждают правило.

Как это делается

Стандартный состав профессиональной веб-студии (по функционалу) должен быть следующим:

- менеджер проекта;

- менеджер продаж;

- архитектор ПО;

- специалист по пользовательским интерфейсам / логике;

- дизайнер;

- программист;

- тестировщик;

- документатор;

- верстальщик.

Распишем каждый функционал

Менеджер проекта - это человек, принимающий клиента от менеджера продаж и проводящий его по всем этапам разработки сайта, от определения требований и написания технического задания до подписания акта о приемке-сдаче проекта. Кроме этого, менеджер проекта (PM - project manager) полностью ведет работу своей группы: ставит специалистам задачи, отслеживает своевременность и точность выполнения поставленных задач, ведет учет и распределение рабочего времени каждого занятого в проекте сотрудника.

Менеджер продаж - один из самых важных людей в команде. От его работы зависит само существование компании. Он занимается поиском клиентов и проведением первичных переговоров, иногда с привлечением менеджера проекта. Будет менеджер продаж работать хорошо - и компания будет процветать (при грамотном управлении разработкой, конечно), будет работать плохо - компании придется искать нового менеджера по продажам.

Архитектор программного обеспечения - специалист, разрабатывающий ПО на концептуальном уровне. Он анализирует требования клиента, определяет, какие задачи и как должно решать ПО, из каких модулей оно будет состоять. Он также строит связи между этими модулями и решает, какие технологии будут использоваться для реализации проекта.

Специалист по пользовательским интерфейсам / логике (иначе говоря, специалист по юзабилити (usability)) - от его работы зависит качество восприятия пользователем системы или сайта. Если в команде есть такой человек и он - профессионал, то сайт в целом (и графика, и навигация, и структура и направленность текстов) будет интуитивно понятен той целевой группе, той аудитории, на которую он ориентирован. Если же такого человека нет, то, скорее всего, возникнет ситуация, когда на сайтах будет весьма затруднительно что-нибудь осмысленно сделать, и очень легко потеряться самому.

Дизайнер должен работать в тесной связке с архитектором и специалистом по юзабилити и должен уметь не только «составлять кубики», но и рисовать. Желательно владеть также и навыками флэш-программирования, но это уже необязательные «красивости»...

Программист должен уметь программировать. Коротко и ясно. В принципе, существуют разные системы и языки, и программист должен уметь работать с ними. Существуют, правда, узкоспециализированные системы, и если сделан выбор в пользу такой системы, лучше иметь в команде программиста, специализирующегося на ней, чем давать подобную задачу другому специалисту.

Тестировщик - человек, от работы которого зависит, найдут ли пользователи в вашем продукте ошибки (а они там есть в любом случае). Тестировщик должен уметь не просто «нажимать на кнопочки», он должен знать и уметь пользоваться специализированным программным обеспечением, позволяющим обнаруживать ошибки, описывать их и передавать программисту на исправление. Чем более квалифицированный тестировщик, тем меньше в конечном продукте ошибок.

Документатор пишет различную документацию по проекту, в том числе и пользовательскую.

Верстальщик собирает работу дизайнера и программистов в готовый сайт.

Иногда допускается совмещение нескольких функционалов в одном специалисте. Так, например, функции архитектора ПО и программиста (как правило, ведущего) может исполнять один человек. То же самое относится и к тестировщику и документатору. Иногда менеджер проекта выполняет функции архитектора ПО, хотя мы не считаем это решение правильным.

Таким образом, если оценивать численность малой студии, ориентированной на выполнение только одного проекта, можно подсчитать:

- менеджер проекта / архитектор;

- менеджер продаж;

- программист (один или два);

- дизайнер;

- специалист по юзабилити;

- тестировщик / документатор;

- верстальщик.

Итого: 7 - 8 человек. Простейшие расчеты трудозатрат показывают, что сайт стоимостью от 500 до 1000 долларов просто не может быть разработан профессиональной малой студией. Между тем, рынок заполнен такими предложениями. Что дает все основания утверждать, что мы имеем дело со студентами (или даже школьниками), специалистами-одиночками или министудиями, состоящими из 2 - 3 человек и не обеспечивающими все составляющие, необходимые для полноценного крупного проекта.

Советы заказчику

Если вам нужен не уникальный проект, а стандартный сайт вроде визитки или электронного каталога, которые делаются по заранее созданному шаблону, то вам не стоит читать дальше. Просто идите в любую студию и смело платите там свои 500 долларов; больше такая разработка всё равно стоить не должна.

1. Начинайте разговор с разработчиками с просьбы составить примерную концепцию сайта и его развития на ближайший, например, год. Это позволит понять, насколько исполнители осознают стоящие перед вами проблемы, вашу тематику и ситуацию на рынке. Заказывать создание сайта компании, которая ничего не понимает в специфике вашей работы - практически всегда значит выкидывать деньги на воздух (если, конечно, вы не готовы предоставить максимально полное описание вашего бизнеса и максимально же детализированное техническое задание на разработку).

2. Всегда разделяйте разработку сайта на две отдельные компоненты: создание технического задания (плавно вытекает из концепции) и собственно разработку. Почему они отдельные? Потому что можно одной компании заказать ТЗ, а другой - работу по этому ТЗ. Потому что только по итогам написания детального ТЗ можно точно оценить трудозатраты и, следовательно, стоимость работ. Если же разработчик рассказывает вам о цене на сайт до создания и утверждения вами ТЗ, то это либо непрофессиональная студия, либо слишком завышенная цена. Либо стандартный сайт (см. выше).

3. Настаивайте на регулярных встречах с разработчиками в процессе выполнения вашего заказа с целью уточнения задания. Ваш бизнес - не застывшая навсегда скульптура, и ему свойственны изменения. Если этого не делать, то велика вероятность того, что сайт или программный комплекс устареет уже к моменту сдачи проекта.

4. Требуйте максимальной свободы в управлении сайтом. Помните, разработчики могут сделать так, чтобы контентом сайта управлял любой человек, минимально знакомый с компьютером. Для этого совершенно не обязательно быть профессионалом в интернет-технологиях.

5. Консультируйтесь со специалистами по авторскому праву: все права на использование созданного проекта и любой его части должны принадлежать вам. Иначе вам потом придется столкнуться с появлением на рынке клонов вашего проекта, и вы ничего не сможете с этим поделать. Любые непонятные для вас вопросы решайте до подписания договора. И никогда не подписывайте договор, предложенный исполнителем, без консультаций со своим юристом. Если договор заключается на большие (для вас) деньги, обязательно найдите юриста, которому вы можете доверять.

6. И одно из самых важных замечаний: помните, что система автоматизации производства практически никогда не снижает затрат, не освобождает рабочих мест и не приносит прямую прибыль. Она практически всегда увеличивает расходы (на разработку, внедрение и сопровождение) и требует создания дополнительных рабочих мест (у вас или у внешней компании-аутсорсера). Не требуйте от исполнителя того, чтобы разработанная для вас система приносила вам прямую прибыль или сокращала расходы (кроме, пожалуй, случаев с системами интернет-рекламы или интернет-магазинов).

7. Сайт может приносить прибыль, но тоже не сам по себе; для того, чтобы он начал это делать, потребуются серьёзные вложения как минимум в персонал и рекламу (вообще же тема возврата инвестиций (ROI) в сайт хорошо освещена в интернете).

Советы разработчику

1. Изучайте бизнес клиента. Старайтесь знать о нем как можно больше. Стремитесь быть в этом профессионалами (в основном, за счет привлеченного консультанта).

2. Всегда планируйте на шаг вперед - что попросит клиент, когда вы сделаете ему сайт / программный комплекс? Об этом можно и напрямую спросить у клиента, а можно и самим сделать выводы на основании опыта (как своего, так и чужого), если таковой имеется.

3. Всегда предлагайте ему комплексные услуги: разработка сайта, рекламная кампания, внедрение и сопровождение системы. Этому поможет как наличие собственных профессионалов в вашей студии, так и партнерские отношения с другими организациями.

4. Как можно чаще предлагайте клиенту становиться вашим эксклюзивным клиентом. Обещайте ему, что кроме него ни одна другая компания на рынке не получит от вас того же комплекса услуг, что и он. Просите в обмен того же самого.

5. После начала работ следите за ситуацией на рынке, сами выходите на заказчика с тщательно обоснованными предложениями о внесении изменений в проект, если это позволит вашему заказчику получить конкурентное преимущество (разумеется, только при наличии соответствующего договора - договора о поддержке - между вами).


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 19.05.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100