![]() |
|||||||||
|
|
Мир кокаиновых доставок
Илья Плеханов
Рост наркотрафика - одна из важнейших угроз для существующего миропорядка Потребление кокаина в развивающихся странах растет, подавляющая доля производимой продукции предназначается для двух основных зарубежных рынков - Северной Америки (6,2 млн. потребителей в 2008 году) и Европы (4-5 млн. потребителей, 4,1 млн. из которых являются жителями стран ЕС и ЕАСТ). Крупнейшим формирующимся рынком в развивающихся странах является регион Южной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна, где численность потребителей составляет около 2,7 млн. человек. Согласно текущим оценкам, в 2008 году для потребления было доступно около 500 т кокаина, и примерно 480 т из них были реально потреблены. Остальное либо находится на хранении, либо было утрачено при перевозке. Более 320 т или примерно две трети потребляются на уже сложившихся рынках кокаина в Северной Америке (41%) и Западной Европе (26%). Вследствие гораздо более высоких розничных цен, взвешенных по степени чистоты, оценочный оборот европейского рынка (34 млрд. долл. США) почти равен соответствующему показателю для Северной Америки (38 млрд. долл. США). ![]() Вызывает удивление тот факт, что третий по экономическим показателям рынок кокаина - это Тихоокеанский регион, где из-за очень высоких розничных цен оборот рынка оценивается в 6 млрд. долл. США. Африканский хаб Широкомасштабное использование Западной Африки как транзитного пути в Европу - довольно новое явление, возникшее в результате перевода потоков контрабанды из затухающего североамериканского рынка на растущий европейский рынок. Судя по изымаемым в портах и аэропортах партиям, можно предположить существование по крайней мере двух узловых пунктов для контрабанды кокаина в Западной Африке. Через южный узел проходит кокаин, контрабандно ввозимый в залив Бенин, а затем отправляемый в Того, Бенин и Нигерию. Пунктами ввоза на северном узле являются обе Гвинеи - Биссау и Конакри, а также, возможно, в него входят Сьерра-Леоне и Мавритания как пункты назначения воздушных перевозок. Поступающие туда наркотики могут быть отправлены в Сенегал, Мали и Гамбию для доставки по воздуху. В момент, когда контрабанда достигла пика, Бамако был ключевым узлом для доставки по воздуху несмотря на то, что этот город находится на расстоянии 1000 километров от прибрежных стран, в которые доставлялся кокаин. Причина подобного маршрута по внутренней территории могла носить коммерческий характер: в течение долгого времени конопля импортировалась из Мали, и покупавшие ее дельцы получали, наверное, хороший «обменный курс», расплачиваясь кокаином. ![]() Сегодня основной объем перевозок контролируется латиноамериканскими контрабандистами. В Колумбии производится более половины кокаина в мире, и колумбийские контрабандисты в течение долгого времени были основными игроками на мировом рынке наркотиков. В 2007 году 40% иностранных контрабандистов кокаина, задержанных в Испании - эта страна является основным пунктом ввоза на европейский рынок - были колумбийцами. Но западноафриканские контрабандисты явно играют важную роль в доставке наркотиков из региона в Европу и их распределении. Возможно, услуги местных контрабандистов, помогающих доставлять грузы по морю, оплачиваются натурой, а не наличными. Возможно, они доставляют наркотики в Европу способом, который западноафриканские преступники довели до совершенства во всем мире: доставку осуществляют курьеры на коммерческих авиарейсах. Из числа 1400 курьеров, перевозивших кокаин и вылетавших рейсами из Западной Африки в Европу, которые были выявлены с 2004 года, большинство были западноафриканцами. После того, как эти наркотики попадают в Европу, часто их распространяют выходцы из Западной Африки, проживающие в Европе, особенно нигерийцы. За исключением Швейцарии и Польши, в которых действуют уроженцы более широкого числа стран Западной Африки, от 10% до 31% иностранных контрабандистов кокаина, арестованных в последние годы на рынках назначения в Европе, были нигерийцами. ![]() Сложилось такое впечатление, что с 2008 года этот поток сужался, что приписывалось по крайней мере усилению международного внимания к региону. В 2007 году в Западной Африке или у ее берегов было конфисковано как минимум 11 очень крупных партий кокаина, однако в 2008 году - только четыре, а в 2009-м - пока ни одной. Несмотря на прогресс, считается, что через регион по-прежнему провозится контрабандой кокаин на сумму не менее одного миллиарда долларов, а западноафриканская распределительная сеть в Европе исправно функционирует. Доставка Самое интересное во всех этих историях - это сама доставка. Примерно 70% кокаина вывозится из Колумбии по Тихому океану, 20% - по Атлантическому океану, а 10% - через Боливарианскую Республику Венесуэлу и страны Карибского бассейна. Доставка в Африку идет по воздуху и морем. Первый перехваченный трансатлантический рейс датируется 1-м мая 2007 года. Самолет с 630 кг кокаина летел из Венесуэлы в Мавританию. В июне того же года перехватывают самолет, следующий из Венесуэлы в Сьерра-Леоне. В августе 2007 года береговые батареи ПВО Гвинеи-Биссау были вынуждены открывать огонь по многочисленным неопознанным самолетам, которые входили в воздушное пространство страны и приземлялись в неизвестных районах. Небольшие самолеты на низкой высоте идут ниже радара и наркоперевозчики этим активно пользуются. Кстати, напомню, что суд в США по делу ростовчанина Константина Ярошенко - летчика, задержанного американскими спецслужбами в Либерии по подозрению в перевозке кокаина из Южной Америки в Африку - назначен на 28 февраля 2011 года. Кокаин идёт и морем. Как в тайниках или на днище кораблей, так и на частных яхтах. По оценкам международных экспертов, из морских перевозок под парусом везут до 40% кокаина. Причём разгрузка-погрузка происходит в море, вне берегов, после чего с «материнского корабля» кокаин уходит в нужные пункты на скоростных лодках или рыбацких шхунах. Но и это не всё. Партии кокаина, направляемые из Колумбии, перевозятся самыми разными морскими судами, в их число в последнее время вошли самоходные подводные лодки, на которых нередко перевозится по нескольку тонн кокаина (обычно от 2 до 9 т). Несколько подводных лодок в 2008 году были обнаружены в Атлантическом океане. Правительство Колумбии сообщило об изъятии на море в 2008 году 198 т кокаина - 58% в акватории Тихого и 31% - в акватории Атлантического океана. Такие вот трансатлантические логисты-отморозки: нарко-пилоты, нарко-подводники и нарко-моряки. Чем только люди в мире не занимаются. ** Хорошим примером того, во что в плане перевозки наркотиков могут превратиться в ближайшее время Ливия и другие страны Африки, может послужить печальная история Гвинеи-Бисау. В 1980 году к власти в Гвинее-Бисау в результате переворота приходит Жуан Бернарду Виейра. Он держится на посту почти 20 лет, вплоть до 1999-го года. С конца 90-х годов небольшую страну с завидным постоянством потрясают военные перевороты, в итоге в 2005 году упорный Виейра снова становится президентом. С 2004-2005 годов Гвинея-Бисау и другие страны Западной Африки начинают активно использоваться южноамериканскими наркоперевозчиками как транзитный хаб для поставок кокаина в Европу. ![]() Страна привлекала наркоперевозчиков многочисленностью (около 90) необитаемых прибрежных островов архипелага Бижагош, тотальной нищетой, слабостью властей, отсутствием реальных ВВС и ВМС. В 2008 году ВМС страны состояли из одного катера, а штат полиции по наркообороту включал 63 человека, из которых только половина имела оружие. В государстве была всего одна тюрьма на 40 человек с одним охранником, вооруженным пистолетом. Базы данных по преступлениям и преступникам отсутствовали как таковые, а компьютерные базы стали появляться лишь пару лет назад на деньги ООН. В 2006 году голландская полиция сняла с поличным только с одного рейса из Гвинеи-Бисау 32 (!) перевозчика кокаина. В Гвинею-Бисау шло столько наркотиков, что иногда сброшенные с самолетов или суден в море и не собранные брикеты с кокаином выносило на берег и местные жители пытались использовать кокаин как муку, удобрение для растений или пытались покрасить им стены хижин. На разбитых дорогах страны вдруг засверкали Porsche и BMW, ярко-желтые Хамммеры, мощные японские внедорожники, в столице открылись шикарные рестораны и ночные клубы, появились магазины элитного алкоголя, дорогие проститутки и охраняемые виллы пяти десятков поселившихся в стране колумбийских наркобаронов. В ночь с 1 на 2 марта 2009 года в результате взрыва в штаб-квартире армии погиб начальник штаба вооруженных сил страны. Военные, верные погибшему начальнику штаба, атаковали президентский дворец. Президент Жуан Бернарду Виейра был убит. Всего за несколько дней до убийства президента Виейры в соседней Гвинее-Конакри военными был арестован Усмане Конте, старший сын скончавшегося в 2008 году диктатора Лансана Конте. Усмане схватили по обвинениям, связанным с наркотиками. В столице обнаружили нарколаборатории и химикаты для производства экстази на сумму в 154 миллиона долларов. В эфире национального телевидения Усмане сделал признание о своем участии в наркотрафике и подтвердил информацию о своих связях с колумбийскими картелями. Однако, по мнению некоторых экспертов, это была попытка вывести из игры ряд уже сложившихся сетей наркоторговцев, в том числе южноафриканцев (складирование кокаина для чемпионата мира по футболу в Южной Африке в 2010 году), ливанцев (сбыт и финансы) и аргентинцев (поставки химикатов и оборудования и отмывание денег), которым покровительствовал Виейра. Наркотрафиком, по некоторым данным, после переворота стали заведовать сами гвинейцы, ганийцы и нигерийцы с помощью военных Гвинеи-Бисау и Гвинеи-Конакри. Уже в 2010 году США выдвигали обвинения высокопоставленным военным Гвинеи-Бисау, включая главкомов ВВС и ВМС, чьи матросы собирали кокаиновые посылки в море, в участии в наркотрафике. Все счета главкомов в США были заморожены. Наркотики находили на военных базах, а арестованные полицией замешанные в наркотрафике военные благополучно освобождались. Журналисты Гвинеи-Бисау, бежавшие в итоге из страны, также сообщали, что имели доказательства и лично наблюдали участие моряков и военных в разгрузке и погрузке кокаина. 13 апреля 2012 года в Гвинее-Бисау произошел очередной военный переворот. К власти пришла хунта, которую ЕС считает нелегитимной, а в мае 2012 года ООН сделала лидеров хунты персонами нон грата. И вот тогда, весной 2012 года, наступил уже настоящий рай для наркоперевозчиков. Только по приблизительным подсчетам ООН с апреля по июль 2012 года в Гвинее-Бисау совершили посадку 20 самолетов из Южной Америки с грузом кокаина на борту. Как минимум, каждый самолет привозит полторы тонны кокаина. То есть лишь за несколько месяцев в Гвинею-Бисау поставили примерно 30 тонн, а всего до последнего времени из всей Западной Африки в Европу шло 50 тонн ежегодно. Несомненно, Гвинея-Бисау поможет исправить эту цифру в сторону увеличения. Если в других странах Западной Африки наркотрафик является частью проблем существующих правительств, то в Гвинее-Бисау само правительство является главной проблемой. По оценкам Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) и американского Управления по борьбе с наркотиками, наркотрафик в стране находится под контролем хунты и испытывает небывалый рост перебрасываемых объемов кокаина. Ежегодный доход от наркотрафика в Гвинее-Бисау предположительно составляет 2 миллиарда долларов (в два раза больше ВВП страны). На границе с Сенегалом при помощи военных расчищаются площадки и строятся новые взлетно-посадочные полосы, а в стране вдруг резко стала ощущаться нехватка авиационного топлива. Хунта отвергает все обвинения в участии в наркотрафике, требует доказательств увеличения объемов наркопотока, предлагает приехать специальной международной миссии для изучения вопроса и называет представителей ООН «бандитами», связанными с устраненным от власти экс-премьером. В стране с весны произошел ряд политических убийств, а начальник генштаба генерал Антониу Инджаи пригрозил арестами и смертью тем журналистам, кто будет задавать слишком много вопросов о гибели предыдущих президентов. В Гвинее-Бисау существует бюро по борьбе с наркотиками, но у него нет финансов, чтобы заправить бензином даже пару своих машин, а агенты уходят с работы, потому что им банально нечего есть. Агентству от Министерства юстиции на содержание выделяется 85 долларов в неделю. В конце октября этого года была совершена еще одна попытка военного переворота. Власти Гвинеи-Бисау заявили о подавлении в столице страны Бисау мятежа, инспирированного спецслужбами Португалии, Сообществом португалоязычных стран (SPLP) и экс-премьером. На днях, 13 декабря, Совет Безопасности ООН выразил озабоченность ситуаций в Гвинее-Бисау и готовность «рассмотреть возможные варианты сбора информации на высокопоставленных участников наркотрафика». Что-то подсказывает, что мы увидим еще не один переворот в этой маленькой стране.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|