Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Сознательное самовнушение как путь господства над собой

 

 

ЭМИЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

САМОВНУШЕНИЕ

как путь к господству над собой

 

Фрагмент книги

Авторизованный перевод с французского: Мих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

 

Содержание

 

 

Сознательное и бессознательное «Я». 3

Воля и воображение. 4

Внушение и самовнушение. 10

Применение самовнушения. 12

Как научиться применению сознательного самовнушения?. 18

Как практически применять сознательное самовнушение?. 19

Как действует внушение?. 21

Что достигается самовнушением?. 24

Заключение. 32

 

 

 

 

 

Нашими поступками управляет не воля, а воображение.

Внушение или, точнее, самовнушение - понятия, на первый взгляд, совершенно новые, - на самом же деле они стары, как мир.

Новы они потому, что до настоящего времени их мало изучали, а вследствие этого мало и знали; стары же они потому, что существуют с первого дня появления на земле человека.

И действительно: самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Это орудие или, вернее говоря, эта сила обладает невероятным, совершенно непостижимым могуществом, которое, в зависимости от тех или иных обстоятельств, обязательно порождает  последствия.

Изучение этой силы полезно для каждого из нас.

Уясняя себе возможность сознательного применения самовнушения, человек, прежде всего, избегает опасности вызывать в окружающих его людях дурные самовнушения, последствия которых могут быть опасны и гибельны; наряду с этим он приобретает возможность сознательно способствовать возникновению благих самовнушений, благодаря которым выздоравливают страдающие телесными недугами, обретают душевное равновесие неврастеники, больные духом и вообще все жертвы бессознательных самовнушений и возвращаются на путь истинный морально заблудшие.

Сознательное и бессознательное «Я»

Кто хочет правильно понять явления внушения или, точнее говоря самовнушения, тот должен уяснить себе, что в нас заложены одновременно два существа, коренным образом отличающиеся одно от другого. Оба эти существа разумны; но в то время как одно из них сознательно, другое - бессознательно. Именно поэтому наличности этого второго существа мы обычно не замечаем.

…При сравнении нашего сознательного «я» с бессознательным оказывается, что сознательное обладает очень часто дурной, ненадежной памятью, в то время как память, присущая «я» бессознательному, превосходна и непогрешима: она, совершенно незаметно для нас, с величайшей точностью отмечает все самые незначительные события и факты нашей жизни.

С другой стороны, эта память чрезвычайно легковерна и без всякой критики воспринимает все, что ей говорят.

Так как, однако, наше бессознательное «я» при посредстве мозга оказывает решающее влияние на деятельность всех наших органов, то в результате мы наблюдаем явление, кажущееся нам на первый взгляд совершенно невероятным: нашему бессознательному «я» достаточно вообразить , что тот или иной орган функционирует правильно или неправильно или  мы испытываем то или иное ощущение, как действительно этот орган начинает работать соответствующим образом и мы действительно получаем то или иное, представленное нашим бессознательным «я», ощущение .

Бессознательное «я» заведует не только отправлениями всех наших органов, но и управляет всеми нашими поступками, чем бы они ни вызывались.

Мы называем его воображением, и как раз оно, вопреки установившемуся мнению, служит двигателем всех наших поступков, - даже вопреки нашей воле и как раз особенно в тех случаях, когда между обеими этими силами возникает конфликт .

Воля и воображение

В энциклопедических словарях понятие «воля» определяется обычно  как «способность свободного самоопределения к тем или иным действиям».

Мы принимаем это определение за непогрешимую истину.

На самом же деле оно совершенно неправильно , ибо воля,

в которую мы так незыблемо верим, неминуемо терпит поражение всякий раз, как только вступает в конфликт с воображением. Этот закон непреложный, не знающий никаких исключений.

Это кощунство! это парадокс! - скажете вы.

Нисколько. Это истина, чистейшая истина, отвечу я вам.

Если вы хотите в ней убедиться, откройте глаза, взгляните вокруг себя и постарайтесь уяснить себе то, что вы видите. Вы поймете тогда, что мое утверждение - не теория, взятая из воздуха или порожденная больным мозгом, а лишь простое выражение того, что имеется в действительности.

Предположим, что перед нами на полу доска в 10 метров длины и в 25 сантиметров ширины. Само собой разумеется, каждый легко пройдет по ней с одного конца до другого и при этом ни разу не оступится.

Изменим, однако, условия нашего опыта и допустим, что та же доска соединяет в виде мостика две башни высокого собора.

Разве сумел бы кто-нибудь сделать по такому мостику хотя бы несколько шагов? Найдется ли среди моих слушателей хоть один, кто отважился бы на такой подвиг? Вряд ли.

 Вы не сделаете и двух шагов, как вас охватит дрожь, и несмотря на все напряжение вашей воли, вы неминуемо упадете.

Почему же, однако, вы не падаете, когда доска лежит на полу, и почему вы должны непременно упасть, если она прикреплена высоко над землей?

Просто-напросто потому, что в первом случае вы представляете себе, воображаете, что вам вовсе не трудно пройти с одного конца доски до другого, тогда как во втором случае в вашем воображении возникает представление, что вы этого сделать не можете.

Заметьте себе, что у вас было желание пройти по доске: достаточно было вам, однако, вообразить, что вы пройти не можете, как это действительно становится для вас абсолютно немыслимым .

Кровельщики и плотники ходят свободно по доскам, расположенным на большой высоте, - но именно потому, что у них развивается представление об этой возможности.

Ощущение головокружения вызывается только нашим представлением о том, что мы можем упасть.

Это представление превращается мгновенно в действительность, несмотря на все напряжение нашей воли . Э то превращение совершается тем более быстро, чем сильнее мы боремся с нашим представлением .

Возьмем человека, страдающего бессонницей.

Когда он НЕ производит усилий, чтобы уснуть, он лежит в постели совершенно спокойно. Чем больше, однако, он будет хотеть, стараться уснуть, тем это ему будет труднее и тем больше он будет возбуждаться.

Всякий из нас наблюдал, вероятно, что когда мы забываем чье-нибудь имя и ломаем себе голову, стараясь его вспомнить, оно ни за что не приходит нам на ум; как только, однако, мысль: «я забыл», мы заменяем; другой: «я сейчас вспомню», - так спустя самое короткое время, без всякого напряжения с нашей стороны, имя действительно всплывает в нашем сознании.

Если среди вас есть велосипедисты, пусть они вспомнят, как они учились ездить. Они садились на велосипед, судорожно сжимали обеими руками руль и были всецело во власти боязни упасть. Заметив неожиданно посреди дороги небольшой камень или едущий на ветру экипаж, они старались избегнуть препятствий, но чем больше употребляли для этого усилий, тем неизбежнее было для них столкновение.

А кому из нас не приходилось испытывать приступа смеха?

И разве не замечали мы, что смех становится все сильнее и сильнее, чем больше мы стараемся от него удержаться?

Что же происходит в нас во всех этих случаях?

 Я не хочу упасть, но не могу, удержаться; я хочу уснуть, но не могу; мне хочется вспомнить имя этого человека, но я не могу; я хотел бы избегнуть препятствия, но не могу; хотел бы удержаться от смеха, но не могу.

Совершенно очевидно, что, во всех этих конфликтах, всякий раз без исключения воображение берет верх над волей .

Разве - по аналогии с этим - не наблюдаем мы постоянно, что командир, становящийся во главе отряда, легко увлекает его за собою в атаку, - между тем как один только крик: «Спасайся, кто может!» - почти неминуемо вызывает неудержимое бегство? Чем же это объясняется? Исключительно тем, что в первом случае у солдат пробуждается представление, что они должны идти вперед, в атаку, тогда как во втором случае воображение говорит им, что они побеждены и только поспешным бегством могут спасти себе жизнь.

Панург, несомненно, учитывал заразительное действие примера, точнее говоря, влияние воображения, когда во время плавания на корабле, желая отомстить одному ехавшему с ним вместе купцу, купил у него самого большого барана и бросил его в море: он знал, что все стадо тотчас же кинется следом за ним.

Нам, людям, тоже в большей или меньшей степени присуще это стадное чувство. Вопреки своему желанию, мы неминуемо следуем чужому примеру, только потому, что представляем себе, будто иначе поступить мы не можем.

Я мог бы привести еще тысячу таких же примеров, но боюсь утомить ваше внимание. Тем не менее, я не могу обойти молчанием еще одного факта, который наглядно покажет вам, каким невероятным могуществом обладает воображение, иначе говоря, наше бессознательное «я» в его борьбе с нашей волей.

Есть много алкоголиков, которым очень хотелось перестать пить, но которые не в силах удержаться от вина. Порасспросите их, - они вам совершенно искренне скажут, что у них большое желание начать трезвый образ жизни, что вино им просто-напросто противно, но что их неудержимо тянет к вину, вопреки их воле, вопреки тому, что они прекрасно сознают, какой вред им оно причиняет.

Точно так же и многие преступники совершают преступления помимо своей воли, и если вы их спросите о мотивах, они вам ответят: «Я не мог удержаться, меня толкало что-то, что было сильнее меня».

И алкоголики, и преступники говорят чистейшую правду :

 они вынуждены делать то, что они делают, и при этом только потому, что их воображение говорит им, что они удержаться не могут.

Как бы не гордились мы нашей свободною волей, как бы твердо не верили в то, что мы вольны в своих действиях, - на самом деле мы только жалкие марионетки в руках нашего воображения.

Но как только мы научаемся управлять нашим воображением, так сейчас же приходит к концу эта наша печальная и ничтожная роль .

Внушение и самовнушение

После всего нами сказанного мы можем сравнить воображение с бурным потоком, который неудержимо увлекает попавшего в него, несчастного человека, несмотря на все его старания достичь спасительного берега. Поток этот кажется нам неукротимым. На самом же деле нам достаточно его изучить и узнать те законы, которые им управляют: тогда мы сумеем направить его в другое русло, сумеем поставить на нем турбину и превратить его силу в движение, в тепло, в электричество.

Если этот пример вас не удовлетворяет, мы можем сравнить воображение с диким конем без узды и без повода.

Что остается всаднику, как не отдаться на волю такого коня и мчаться, куда тот захочет? Очень часто, конечно, он может при этом сломать себе шею и очутиться во рву. Но достаточно всаднику наложить узду на коня, как роли тотчас же меняются. Уже не конь несет всадника, а всадник направляет коня, куда хочет. Уяснив себе огромную силу нашего бессознательного «я» или, что то же, нашего воображения, вы убедитесь сейчас из моих слов, что эта, на первый взгляд, неукротимая сила поддается так же легко обузданию, как бурный поток или бешеный конь.

Но для этого, прежде всего, необходимо дать точное определение двум понятиям, которые очень часто употребляются без достаточного понимания их истинного значения. Эти понятия - внушение и самовнушение .

Что такое, в сущности, внушение?

Мы могли бы определить это понятие, как «процесс внедрения определенной мысли в мозг другого человека».

Но существует ли такой процесс в действительности?

Нет. И еще раз: нет.

 В качестве самостоятельного процесса, внушения не существует: его необходимейшей предпосылкой, без которой оно вообще немыслимо, служит то, чтобы оно у лица, поддающегося внушению, превратилось в самовнушение.

 

Последнее же понятие мы определяем, как «внедрение определенной мысли нами самими в нас же самих». Мы можем сделать человеку внушение, но если бессознательное «я» этого человека внушения не воспримет, если оно его, так сказать, не «переварит», превратив его при этом в самовнушение, то внушение, как таковое, ни малейшего результата не достигнет.

Мне неоднократно приходилось внушать самые простые и заурядные мысли людям, обычно очень легко поддающимся внушению, причем все мои усилия были бесплодны. Объясняется это тем, что бессознательное «я» в этих случаях отказывалось воспринимать внушение и не превращало его в самовнушение.

Применение самовнушения

Я указал уже на то, что мы можем овладеть и научиться управлять воображением, все равно как направить в спокойное русло бурный поток или укротить дикого коня.

 Для этого необходимо, во-первых, убедиться, что это возможно, а во-вторых, узнать способ, как осуществить это в действительности.

Способ этот чрезвычайно простой.

 Сами того не желая и не замечая, совершенно бессознательно мы применяем его изо дня в день с самого нашего рождения. К сожалению, однако, мы часто применяем его неправильно и при этом во вред самим же себе. Этот способ - не что иное, как самовнушение.

Вместо того, чтобы воспринимать, по обыкновению, бессознательное самовнушение, необходимо применять самовнушения сознательные.

Это производится следующим образом. Сперва следует тщательно обдумать объект предполагаемого самовнушения и лишь затем, в зависимости от тех или иных доводов разума, повторить несколько раз, не думая ни о чем постороннем: «Это сбудется или, наоборот, это пройдет, - так будет или не будет...» и т. п.

Когда наше бессознательное «я» воспримет это внушение, т. е. превратит его в самовнушение, то внушенное представление осуществится с буквальною точностью .

…Если вы убедите себя в том, что вы можете сделать что-либо, само по себе возможное, - то вы это сделаете, как бы вам это ни было трудно.

Если же, наоборот, вы вообразите, что не можете сделать какой-нибудь самой простой вещи, то вы действительно окажетесь не в состоянии ее осуществить  - и самый ничтожный бугорок покажется вам непреодолимой горной вершиной.

Это явление мы наблюдаем у неврастеников: считая себя неспособными ни на малейшее усилие, они действительно очень часто не могут пройти и десяти шагов, не испытав при этом ощущения невыносимой усталости.

Такие неврастеники при попытке выйти из владеющего ими тяжелого и подавленного состояния погружаются в него все больше и больше, - все равно как утопающие, которые, стараясь спасти свою жизнь и выплыть на поверхность воды, при каждом таком: своем усилии опускаются все глубже и глубже на дно.

Совершенно так же обстоит дело и с любым болевым ощущением: человеку достаточно представить себе, что испытываемая им боль проходит, как он действительно чувствует, что она мало-помалу исчезает; и, наоборот, достаточно одного лишь представления о боли для того, чтобы на самом деле ее ощутить.

Я знаю людей, которые заранее предсказывают, что в такой-то день, при таких-то условиях у них заболит голова.

И что вы думаете? Действительно в назначенный день при указанных условиях у них делается мигрень.

Они сами вызвали у себя эту боль, в то время как другие обладают способностью - при помощи сознательного самовнушения - устранять любые болевые ощущения.

Я превосходно сознаю, что можно легко прослыть сумасшедшим, когда высказываешь мысли, противоречащие твердо установившимся взглядам.

Но все равно - рискуя даже таким приговором, я, тем не менее, утверждаю:  люди больны физически или душевно только потому, что они воображают свою болезнь - безразлично, телесную или психическую.

Многие совершенно не могут ходить, между тем как у них нет ни малейшего органического повреждения: их неспособность ходить объясняется исключительно тем, что они воображают, будто у них паралич. Как раз такие больные наиболее быстро достигают поразительных успехов и полного исцеления.

Есть много людей, которые счастливы или несчастны только потому, что они представляют себе самих себя счастливыми или несчастными: из двух людей, находящихся в совершенно равных условиях, один может чувствовать себя безмерно счастливым, другой же - безнадежно несчастным.

 

Неврастения, заикание, различные фобии, клептомания, некоторые виды параличей и пр. - суть не что иное, как результаты воздействия бессознательного «я» на наше телесное и душевное бытие.

Но если бессознательное «я» служит источником многих наших страданий, то оно же, с другой стороны, может способствовать также и нашему абсолютному  исцелению от физических и душевных недугов.

При этом оно способно не только устранять им же самим порожденное зло, но и исцелять действительные, реальные заболевания - настолько велико его могущество над нашим организмом.

Попробуйте уединиться у себя в комнате, усядьтесь поудобнее в кресло, закройте глаза, чтобы не отвлекаться ничем посторонним и думайте несколько секунд только об одном: «То-то и то-то проходит», или «То-то и то-то сейчас наступит».

Если действительно в результате этого получится самовнушение - иными словами, если ваше бессознательное «я» усвоит мысль, которую вы в него старались внедрить, то вы тотчас же, к удивлению своему, убедитесь, что мысль эта в самом деле, превратилась в действительность.

 (Существенной особенностью мыслей, воспринимаемых путем самовнушения, является то, что они живут в нас для нас самих незаметно и что мы узнаем об их существовании только на основании тех внешних проявлений, которые они вызывают).

При этом необходимо, однако, соблюдать чрезвычайно важное и существенное правило: применение самовнушения должно совершаться без всякого участия воли .

Ибо если воля находится в конфликте с воображением, если вы будете думать: «Я хочу, чтобы то-то и то-то наступило», между тем как ваше воображение говорит: «Сколько бы ты этого ни хотел, этого все-таки не будет», - то в результате вы не только не достигнете желаемого, но получите совершенно обратный эффект.

Правило это имеет решающее значение и объясняет нам, почему лечение душевных заболеваний достигает столь ничтожных результатов, когда усилия его устремляются, главным образом, на перевоспитание воли.

Последнее необходимо заменить воспитанием, развитием воображения.

И менно благодаря этой особенности, мой метод достигает успешных результатов также и в тех случаях, в которых терпят крушение другие, очень распространенные способы лечения.

Многочисленные наблюдения, которые я производил ежедневно в течение двадцати лет и которые старался изучать всегда самым тщательным образом, привели меня к нижеследующим выводам, выражаемым мною в форме законов:

1. В конфликте между волей и воображением во всех без исключения случаях побеждает воображение.

2. Если между волей и воображением разногласия не существует, и они устремлены в одном направлении, то равнодействующая сила представляет собою не сумму, а произведение обеих энергий.

3. Воображение доступно воздействию и управлению.

Из моих слов можно было бы вывести заключение, что ни один человек не должен быть болен.

В сущности, оно так и есть.

Все без исключения болезни могут быть устраняемы при помощи самовнушения.

Это мое утверждение звучит, правда, очень смело и мало правдоподобно. Но я ведь и не говорю, что все болезни всегда устраняются; я только утверждаю, что они могут быть устраняемы. В этом, конечно, большое и существенное различие. И оно прямо зависит от развития воображения.

Для того чтобы люди могли применять сознательные самовнушения, им нужно показать, как это делать, - все равно как научают детей читать и писать, как обучают музыке и т. п.

Как я говорил уже выше, самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Мы играем им в течение всей нашей жизни, совсем как ребенок игрушкой.

Между тем орудие это опасное: при неосторожном, бессознательном пользовании оно может серьезно поранить и даже убить человека.

И, наоборот, при сознательном применении оно становится спасительным средством. Про него можно сказать то же самое, что сказал Эзоп про нашу способность речи: «Это самая хорошая и в то же время самая плохая вещь в мире».

В дальнейшем я постараюсь показать, каким образом каждый человек может сам на себе испытать благодетельное действие сознательно применяемого самовнушения.

…Говоря «каждый человек», я, в сущности, немного преувеличиваю, ибо есть две категории людей, у которых сознательное самовнушение достигается с большим трудом:

а)     умственно отсталые, не способные понять того, что им говорят, и

б)     люди, которые понять не желают .

Как научиться применению сознательного самовнушения?

Основные принципы метода могут быть выражены в нижеследующих немногих словах:

В каждое данное мгновение можно думать только об одной вещи, - иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум только последовательно , одна за другой, ни в коем случае не одновременно.

Каждая мысль, овладевающая целиком нашим сознанием, становится для нас истиной и стремится превратиться в действительность.

В самом деле: если вам удастся внедрить в больного мысль, что его болезнь исчезает, то она действительно исчезает, если вы вселите в клептомана представление о том, что он не будет больше красть, он действительно перестанет красть и т. п.

Такого рода педагогическое воздействие может показаться на первый взгляд совершенно немыслимым, - на самом же деле оно чрезвычайно просто.

Для этого достаточно наглядным путем, - при помощи ряда соответствующих, последовательно проведенных опытов, так сказать обучить человека азбуке сознательного мышления. При строгом соблюдении даваемых ниже указаний, успешный результат, безусловно обеспечен, если только вы не имеете дела с лицами, принадлежащими к одной из двух вышеупомянутых категорий.

Как практически применять сознательное самовнушение?

Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер, перед тем как уснуть, следует закрыть глаза и, НЕ стараясь сосредоточивать внимание на том, что говоришь, произнести двадцать раз, - отсчитывая на бечевке с двадцатью узелками, - и при этом достаточно громко, чтобы слышать собственные слова, - следующую фразу:

  «Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше».

Так как слова «во всех отношениях» относятся решительно ко всему, то излишне применять кроме того еще и специальные самовнушения.

Это самовнушение нужно делать наивозможно более просто, непосредственно, машинально, а потому и без малейшего напряжения. Короче говоря, формулу следует произносить тоном, которым обыкновенно читают молитву.

Таким путем формула - через посредство органа слуха - проникает механически в наше бессознательное «я» и, проникши туда, тотчас же оказывает соответствующее действие.

Метод этот необходимо применять в течение всей жизни: он носит настолько же предупредительный, насколько и целебный характер.

Если в течение дня или ночи вы испытаете телесное или душевное недомогание, то вы, прежде всего, должны усвоить себе твердую уверенность в том, что вы не будете сознательно его еще больше усиливать, а, наоборот, заставите его поскорее пройти.

Вслед за этим постарайтесь остаться совершенно один, закройте глаза, и, поглаживая рукою по лбу, если речь идет о душевном страдании, или же больному месту, если у вас недомогание физическое, повторяйте вслух с наивозможно большею быстротой: «проходит, проходит, проходит!»,

до тех пор, пока вам не станет лучше. При некотором навыке физическая или душевная боль исчезает по прошествии 20-25 секунд. При надобности прием этот может быть повторен несколько раз.

(Применение самовнушения не может служить заменой медицинского лечения, но является ценнейшим подспорьем, как для больного, так и для врача).

Как действует внушение?

Для того, чтобы понять внушения и самовнушения, достаточно уяснить себе, что бессознательное «я» управляет всеми нашими органами.

Как только мы вселим в это наше «я» представление, что неправильно работающий орган должен восстановить свою нормальную деятельность, так мгновенно оно даст этому органу соответствующее приказание, и орган, послушно повинуясь ему, вернется к норме, - тотчас же или мало-помалу, в зависимости от каждого отдельного случая.

На этом основано простое и понятное объяснение того, каким образом можно при помощи внушения останавливать кровотечения, излечивать запоры, устранять опухоли, исцелять параличи, туберкулезные язвы, варикозные раны и пр.

В качестве примера я приведу один случай кровотечения, который я наблюдал в кабинете зубного врача Готэ в Труа.

Молоденькая девушка, которая с моей помощью излечилась от длившейся восемь лет астмы, сказала 'мне однажды, что решила дать себе вырвать зуб. Зная, что девушка крайне чувствительна ко всякой боли, я предложил ей проделать операцию совершенно безболезненно. Она, конечно, с радостью согласилась, и мы сговорились отправиться вместе к зубному врачу. У него в кабинете я сел против девушки и начал ей говорить: «Вы ничего не чувствуете, вы ничего не чувствуете, вы ничего не чувствуете и т. д.»; не прерывая этого внушения, я сделал знак врачу. Через мгновение зуб был уже удален, причем Д. не моргнула и глазом. Однако, как часто бывает при экстракции зуба, у нее сделалось сильное кровотечение. Не прибегая к кровоостанавливающему средству, я сказал зубному врачу, что хочу попробовать сделать внушение, хотя и сам не знал, достигнет ли оно цели. Я попросил Д. пристально смотреть на меня и внушил ей, что через две минуты кровотечение само собой остановится. По прошествии назначенного срока девушка сплюнула еще немного крови, но этим дело и кончилось. Я заставил ее открыть рот, и мы оба, зубной врач и я, констатировали, что в лунке от зуба образовался уже сгусток крови.

Как объяснить такое явление?

 Объяснение самое простое. Под влиянием представления: «Кровотечение должно прекратиться», бессознательное «я» послало конечным разветвлениям вен и артерий приказание не выпускать больше крови; кровеносные сосуды послушно сами собой сократились, все равно как они сократились бы искусственно от действия кровоостанавливающего средства, например, адреналина.

Таким же путем объясняется, например и устранение опухоли. Когда бессознательное «я» воспринимает представление: должна опухоль исчезнуть», - то мозг приказывает сократиться кровеносным' сосудам, питающим опухоль. Сосуды сокращаются, отказываются работать, прекращают доступ питания к опухоли, - опухоль без питания отмирает, сохнет и исчезает.

...Чтобы нагляднее уяснить, какое действие имеет внушение,

я должен прибегнуть к помощи сравнения. Представим себе, что наш мозг - доска, куда вбито множество гвоздей, соответствующих нашим мыслям, привычкам и инстинктам, которые направляют все наши поступки.

Замечая у человека дурную привычку, дурной инстинкт, короче говоря, дурной гвоздь, мы берем вместо него хороший, соответствующий благой мысли, благой привычке, благому инстинкту, - ставим его прямо острием на голову дурного гвоздя и ударяем по нему молотком, - иными словами, делаем внушение. Новый гвоздь проникает при этом, положим, на 1 миллиметр в глубь доски; это значит, что старый на такое же расстояние вытесняется наружу. С каждым новым ударом новый гвоздь будет все больше вытеснять старый, пока тот не выйдет совсем из доски и новый не заступит целиком его место. Как только такая замена совершится, человек подчинится ей всецело.

Что достигается самовнушением?

Клинические наблюдения

Тринадцатилетний мальчик Б. в январе 1912 года поступает в лечебницу; у него чрезвычайно тяжелая болезнь сердца, проявляющаяся в аномальном, крайне затрудненном дыхании. Он непрерывно задыхается иможет передвигаться только медленными и небольшими шагами. Пользующий его врач, один из наших лучших клиницистов, предсказывает неотвратимый и быстрый печальный исход.

В феврале больной оставляет лечебницу; состояние его нисколько не улучшилось. Один друг его родителей приводит его ко мне. Увидев его, я с первой минуты подумал, что он действительно обречен. Тем не менее, я сделал ему внушение и порекомендовал применять самовнушение.

Я просил его прийти вновь через день. Когда он появился, я, к величайшему своему изумлению, констатировал весьма заметное улучшение в дыхании и походке.

Еще через два дня - новое улучшение. И так от сеанса к сеансу.

Выздоровление пошло таким быстрым темпом, что уже через три недели после первого сеанса мой маленький пациент мог пойти пешком вместе с матерью в горы в Виллэ.

Он дышит свободно, почти совершенно нормально; при ходьбе не задыхается, легко поднимается по лестнице, что раньше было для него невозможно. Так как улучшение непрерывно прогрессирует, то в конце мая он просит у меня разрешение поехать к бабушке в Кариньян. Принимая во внимание его хорошее самочувствие, я соглашаюсь. Он уезжает и время от времени пишет мне письма. Его здоровье все крепнет: он ест с аппетитом, у него хорошее пищеварение, обмен веществ в полном порядке; стеснение дыхания совершенно исчезло, - он не только ходит много, но даже бегает и ловит бабочек.

В октябре он возвращается. Я едва его узнаю. Простившийся со мной в мае маленький, слабый, сгорбленный мальчик превратился в высокого стройного юношу. Его лицо дышит здоровьем. Он вырос на 12 сантиметров и прибавил в весе 19 фунтов. Он живет нормальной жизнью, легко взбегает по лестницам, ездит на велосипеде и играет с товарищами в футбол.

Десятилетний мальчик Э. Ш., Большая улица, 19 (беженец из Метца). Сердечное заболевание неизвестного характера. Каждую ночь идет кровь горлом.

Первый сеанс в июле 1915 года. Через несколько дней кровотечения уменьшаются. Состояние непрерывно становится лучше. К концу ноября кровь больше совсем не появляется. До августа 1916 года рецидива не наблюдалось.

Тринадцатилетняя девочка X. из Женевы.

Язва на виске, - по мнению нескольких врачей, туберкулезного происхождения. В течение полутора лет язву эту лечат безуспешно самыми различными методами. Наконец, отводят к Бодуэну, ученику Куэ в Женеве. Он применяет внушение и просит привести девочку вторично через неделю. По прошествии этого срока язва совершенно заживает!!!

Ю., 55 лет, из Максевилля.

Варикозная язва в течение свыше полутора лет. Первый сеанс в сентябре 1915 года; второй через неделю. По прошествии двух недель полное выздоровление.

3. также из Женевы, В течение 17 лет контрактура правой ноги, вследствие операции нарыва выше колена. Обращается к Бодуэну с просьбой применить к ней внушение. С первого же сеанса нога свободно сгибается и разгибается. (Не подлежит сомнению, что в данном случае налицо чисто психическая причина заболевания),

Б. - в течение двадцати четырех лет страдает воспалением лобной пазухи, потребовавшим одиннадцати операций. Несмотря на энергичное лечение, воспаление не проходило и причиняло невыносимые страдания. Физическое состояние больного чрезвычайно печальное: почти непрерывные сильные боли, отсутствие аппетита, полная слабость; невозможность передвигаться, читать, бессонница и т. п. Душевные страдания не менее тягостны, несмотря на пользование у Бернгейма в Нанси, Дежерэна в Берне и у X. в Страсбурге. Состояние не только не улучшается, но с каждым днем становится хуже.

По совету одного из моих пациентов, больной в сентябре 1915 года является ко мне. С первого же дня начинается быстрое улучшение, и в настоящее время (1923г.) он чувствует себя превосходно. Это положительно воскресение из мертвых.

Н., 18 лет, Нанси, улица Селлье.

Поттова болезнь (искривление позвоночника). Является ко мне в начале 1914 года. Верхняя часть туловища в течение шести месяцев в гипсовом корсете. Приходит на сеансы регулярно два раза в неделю и сам ежедневно утром и вечером применяет самовнушение. Улучшение наступает очень скоро. По прошествии короткого времени больной может снять корсет. В апреле 1916 года я его видел вновь. Он совершенно выздоровел, Служит почтальоном; до этого был санитаром в ныне закрытом нансийском госпитале.

Д. из Жарвилля. Паралич века левого глаза. После впрыскиваний в лечебнице веко подымается; но на глазу наблюдается наружное косоглазие свыше 45 градусов. Операция представляется неизбежной. Является ко мне. Благодаря применению самовнушения, глаз постепенно возвращается к нормальному положению.

Л. из Нанси. В течение свыше десяти лет непрерывные боли в правой половине лица. Обращалась к целому ряду врачей: ни малейшего результата. Необходима операция. Больная приходит 25 июля 1916 года. Улучшение немедленное. По прошествии десяти дней боль совершенно исчезает. До 20 декабря того же года, когда я получил последнее письмо от больной, рецидива не было.

Восьмилетний мальчик Морис Т. из Нанси. Косолапость. Первая операция исправляет слегка левую ногу; правая остается в прежнем виде. Две повторные операции совершенно безуспешны.

Ко мне ребенка приводят в первый раз в феврале 1915 года. Благодаря ортопедическим приспособлениям, удерживающим ноги в нормальном положении, он ходит довольно прилично.

Первый же сеанс вызывает немедленное улучшение; после второго ребенок начинает ходить в обыкновенных ботинках. С каждым днем ноги его все больше выпрямляются. 17 апреля 1916 года он вполне здоров. Правда, его правая нога несколько слаба, но это объясняется растяжением связок, которое произошло у него 20 января.

X. из Блевилля. Язва на левой ноге, - по-видимому, специфического происхождения. Небольшое растяжение связок вызвало значительную опухоль, сопровождающуюся сильнейшими болями. Различные способы лечения не дают никаких результатов. В течение времени у больной образуется гнойник, указывающий, по-видимому, на наличие костоеда. Несмотря на постоянное лечение, ходить становится все труднее и болезненнее. По совету одной моей старой, выздоровевшей пациентки, она обращается ко мне. С первых же сеансов замечается значительное улучшение. Мало-помалу опухоль опадает, боли становятся все меньше и меньше, гной прекращается, и, в конце концов, язва заживает. Этот процесс длится несколько месяцев. В настоящее время нога почти в нормальном состоянии. Хотя боль и опухоль совершенно исчезли, но вследствие неполного сгибания ноги, больная слегка хромает.

Р. из Шавиньи. В течение десяти лет воспаление матки. Является в конце июля 1916 года. Немедленное улучшение. Выделения и боли быстро уменьшаются. 20 сентября нет больше ни выделений, ни болей. Менструации, длившиеся прежде от восьми до десяти дней, продолжаются не больше четырех.

Шестнадцатилетняя девушка Д. из Мирекура. В течение трех лет нервные припадки. Вначале через значительные промежутки, потом все чаще и чаще. Перед первым визитом ко мне (1 апреля 1917 года) за две недели три припадка. После лечения - до 18 апреля - ни одного.

Наряду с припадками, после первого же сеанса прекратились головные боли, от которых пациентка страдала почти непрерывно.

М., 43 года, из Мальзевилля. Обращается в конце 1916 года вследствие сильнейших мигреней, которые мучают ее всю жизнь. После нескольких сеансов головные боли окончательно исчезают.

Спустя два месяца обнаруживается исцеление женской болезни (опущения матки), о которой она мне ничего не сообщила и о которой никогда не думала, когда применяла самовнушение. (Этот результат следует приписать словам «Во всех отношениях», содержащимся в произносимой утром и вечером формуле).

Г., 40 лет, из Нанси. Сентября 1914 года варикозная рана, которую она безуспешно лечит, следуя всем предписаниям домашнего врача. Нижняя часть ноги чрезвычайно опухла (язва величиной в двухфранковую монету расположена поверх лодыжки и доходит до кости); значительное воспаление, обильный гной и необыкновенно сильные боли.

Ко мне пациентка обращается в первый раз в апреле 1916 года. Улучшение, обнаруживающееся уже после первого сеанса, прогрессирует непрерывно. 18 февраля опухоль совершенно опала, боль и чесотка исчезли. Язва еще есть, но уже величиной едва с горошину и глубиной всего два, три миллиметра; гноетечение незначительное. В 1920 году больная уже долгое время совершенно здорова.

X. из Шаузи-ле-Руа. Присутствует на одном общем сеансе в июле 1916 года, применяет самовнушение ежедневно утром и вечером, В октябре того же года сообщает, что излечилась от опущения матки, которым страдала свыше двадцати лет. До апреля 1920 года рецидива не было (см. случай М., 43 лет, из Мальзевилля).

Ж., 60 лет, из Нанси, Обращается 20 июля 1917 года вследствие сильных болей в правой ноге. Значительная опухоль во всю длину ноги. Еле ходит и все время стонет от боли. После сеанса, к своему величайшему изумлению, она удаляется вполне нормальной походкой и никакой боли не чувствует. Приходит через четыре дня и рассказывает, что и боль и опухоль совершенно исчезли. Наряду с этим у нее прекратились боли и прошло воспаление кишок, которым она страдала очень долгое время. В ноябре того же года была по-прежнему вполне здорова.

Пятнадцатилетняя девушка Г. Л. из Нанси. С детства заикается. Является 20 июля 1917 года. Заикание тотчас же проходит. Через месяц я вижу ее вновь, - она совершенно выздоровела.

Ф., 60 лет, из Нанси. В течение пяти лет ревматические боли в плечах и в левой ноге. Ходит с трудом, опираясь на палку, может поднять руки не выше уровня плеч. После первого же сеанса, 17 сентября 1917 года, боли совершенно исчезают, и больной может не только ходить обычным, крупным шагом, но даже и бегать. Руки свободно двигаются во все стороны. В ноябре того же года состояние было по-прежнему превосходное.

С, 48 лет, из Бузье-о-Дам. Приходит первый раз 20 апреля 1917 года, с варикозной язвой на левой ноге, величиной в пятифранковую монету; язва у него в течение пятнадцати лет. 27 апреля язва заживает. 4 мая я констатирую отсутствие рецидива. С тех пор пациента я больше не видел.

Л., 63 лет. Уже десять лет страдает от болей в лице. Пробовала всевозможное лечение, но безрезультатно. Ей советуют сделать операцию, но она категорически отказывается. Приходит в первый раз 25 июля 1916 года. Через четыре дня боли исчезают. Здорова по сегодняшний день.

М. из Нанси. В течение тринадцати лет воспаление матки. Сильные боли, кровотечения и боли. Менструации, также чрезвычайно болезненные, каждые 22-23 дня; продолжаются 10-12 дней.

Является в первый раз 15 ноября 1917 года и затем регулярно раз в неделю. После первого сеанса заметное улучшение, быстро прогрессирующее. В начале января 1918 года воспаление матки совершенно проходит. Менструации значительно регулярнее и совсем без болей. Совершенно исчезает и боль в колене, которую пациентка испытывала с 13 лет.

К. из Энвилля. Тринадцать лет приступы ревматических болей в правом коленном сочленении. Особенно сильный приступ пять лет назад. При этом опухает не только колено, но и вся нога. Нижняя часть ноги скрючена, так что больная с большим трудом передвигается с палкой или с костылем.

Первый визит 5 ноября 1917 года. Уходит от меня без палки и без костыля. С тех пор к помощи костыля не прибегает вовсе; изредка только ходит с палкой. Боль в колене иногда ощущается, но очень незначительная.

Заключение

Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного?

Эти выводы очень просты, они сводятся всего лишь к нескольким словам. Мы обладаем внутри нас невероятно могущественной силой, которая, проявляясь бессознательно, может причинить нам иногда большой вред. Если же, напротив того, мы воспользуемся ею сознательно и разумно, то она даст нам в руки власть над самими собой и не только позволит исцелять себя самих и других от телесных и душевных недугов, но и создаст нам сравнительно счастливую жизнь, безразлично, в каких бы внешних условиях мы ни находились.

Кроме того, и особенно важно, чтобы эта сила была использована для духовного возрождения тех, кто по тем или иным причинам сошел с пути истинного.

Э. Куэ

Страница сайта http://www.moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=14646