Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

БАДам укажут на место

В Госдуму внесен законопроект, направленный на ужесточение требований к рекламе биологически активных добавок. В теперешнем своем виде эта реклама вводит людей в заблуждение, позиционируя БАДы как лекарства, считают авторы инициативы. По мнению экспертов, упорядочения требует не только реклама, но и весь рынок пищевых добавок, а государству впору выделять средства на антирекламу, объясняющую, что вылечиться БАДами нельзя.

В Госдуму внесен законопроект об ужесточении требований к рекламе биологически активных добавок (БАД). Документ призван обеспечить «достоверность рекламы БАД и защиту российских потребителей от недобросовестных производителей и рекламодателей». Проекта сводится к установлению запрета на использование в рекламе БАДов наименований болезней, указаний на их симптомы, а также слов и выражений, которые могут ввести в заблуждение потребителей: «клиника», «пациент», «медицина», «врач», «лекарство», «гомеопатия», «рецепт», «аптека», «фармацевтика».

Предлагается также ввести требование, обязывающее рекламодателя обращать внимание потребителя на то, что речь идет именно о биодобавке. Это может быть голосовое предупреждение либо надпись «Биологически активная добавка. Не является лекарством», занимающая не менее 10% рекламной площади.

Как пояснил  автор инициативы, зампред думского комитета по вопросам собственности Антон Беляков, документ направлен на ограничение распространяемой в СМИ «агрессивной рекламы» БАДов, основанной, как правило, на введении потребителя в заблуждение относительно их лечебных свойств. Согласно закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов», БАД является добавкой к пище, призванной восполнить содержание в организме недостающих микроэлементов, и не обладает лекарственными свойствами, однако

большинство производителей и дистрибуторов позиционируют добавки к пище именно как лекарства, что «уже не раз приводило к трагическим последствиям», говорит Беляков.

«Я не против БАДов как таковых при их правильном употреблении, - пояснил депутат. - Но на российском рынке производители БАДов и рекламщики стремятся создать впечатление, что такие добавки являются лекарствами, способствуют профилактике онкозаболеваний или восстановлению иммунной системы». К тому же ничем не ограниченная реклама БАДов стала почвой для множества мошеннических схем, отмечает Беляков.

По данным, полученным депутатом в Роспотребнадзоре, на начало 2013 года было зарегистрировано около 9500 наименований биологически активных добавок. «По итогам 2011 года объем розничных продаж БАД на российском рынке составил 334 млн упаковок в натуральном выражении и 963 млн долларов США в стоимостном и вырос по сравнению с 2010 годом на 14,4%», - рассказал Беляков. По информации Федеральной антимонопольной службы (ФАС), каждый год пресекается около восьми тысяч нарушений, связанных с ненадлежащей рекламой БАДов, напоминает депутат. Однако производителей, уточняет он, не пугают штрафы, размеры которых не сопоставимы с получаемой прибылью.

ФАС готовит собственный законопроект, устанавливающий ответственность за недобросовестную рекламу БАДов не только для рекламодателей, но и для распространителей.

Руководитель подразделения по контролю рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташов рассказал что, согласно проекту поправок в закон «О рекламе», размещающие противоправную рекламу СМИ будут наказываться «одинаково с рекламодателями в соответствии с законодательством об административных правонарушениях». Сейчас, по словам Карташова, ФАС фиксирует многочисленные нарушения в рекламе БАДов, которые имитируют лекарственные средства, а также скрытую рекламу в печатных СМИ.

Как пояснили  в Минздраве, БАДы не регистрируются в соответствии с законодательством в качестве лекарственных средств, а приравниваются к пищевым продуктам. «В ст. 1 Федерального закона № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» дано определение: «биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов». А в Минздраве, который также не устраивает бесконтрольное распространение БАДов, считают «целесообразным» введение в 29-й закон «функции составления и ведения перечня наименований веществ, которые позиционируются как БАД».

«Вещества, определяемые производителями как применяемые для профилактики или лечения заболевания, должны проходить процедуру регистрации согласно Федеральному закону № 61-ФЗ в качестве лекарственных средств», - напоминают в Минздраве.

По мнению экспертов, упорядочения требует не только реклама, но и весь рынок БАДов. Как заявил «Газете.Ru» член комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Лысяков, БАДы «должны занять подобающее место в ряду лекарственных препаратов». «Предложение ограничить рекламу никем не проверенных препаратов совершенно логично. Но пора разобраться с пищевыми добавками и в целом. БАДы - это лекарственные препараты с неизученным действием и отсутствием инструкции по применению», - считает Лысяков.

По его словам, «честные производители» проводили необходимые для лекарственных препаратов испытания эффективности, и те препараты, которые испытания прошли, стали лекарствами - с четкими показаниями, противопоказаниями, побочными эффектами. Однако испытания выдерживают не более 5% всех препаратов, остальные оказываются совершенно бесполезными вещами. «При этом одно дело, если речь идет о простых натуральных добавках, каком-нибудь рыбьем жире. Но синтетические препараты могут быть очень опасны в сочетании с другими лекарствами», - отмечает эксперт.

Президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, член Национальной медицинской палаты Алексей Старченко считает, что ситуация с рекламой добавок зашла уже настолько далеко, что государству впору выделять средства на антирекламу, объясняющую, что БАДы - это не лекарство и вылечиться им нельзя. «БАД не содержит терапевтической дозы лекарственных препаратов, и, конечно же, нельзя вводить людей в заблуждение, используя в рекламе слова «симптомы», «лекарство» и прочее», - заявил Старченко

В то же время, по мнению эксперта, государству следует проводить хотя бы выборочный контроль состава БАДов.

«Если мы говорим, что БАД - это не лекарство, его невозможно и проверить как лекарство, - поясняет Старченко. - На сегодняшний день системы сертификации и госстандартизации в отношении продуктов питания нет, а значит, нет их и для пищевых добавок. В то же время в БАДах содержатся вещества, которые должны строго нормироваться. Например, женьшень может содержаться и в лекарственном препарате, и в БАДе, но в первом случае в инструкции будет указано его содержание в миллиграммах, а во втором - на упаковке будет написано, что это БАД с женьшенем, первоцветом и запахом чеснока. Так вот, не должно быть «запаха», который невозможно измерить, должны быть миллиграммы и проценты, а государство должно следить за соответствием содержимого упаковки тому, что на ней написано».

Как помочь проекту "Активное долголетие"


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 08.10.2012  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100