Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Реформа образования направлена на отупление молодежи

В первых числах июля в МГУ имени Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы, собравший педагогов из 72-х регионов страны и из-за рубежа. Делегаты обсуждали новый образовательный стандарт для старшей школы, объединивший «русский» и «литературу» в один предмет, ЕГЭ, «100 книг от Президента». Мнение участников форума было практически единодушным: реформа образования ведет к отупление нашей молодежи.

Выступивший на съезде новый глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов пообещал прислушаться к мнению школьных педагогов-словесников при дальнейшем реформировании средней школы. Однако далеко не все участники форума в это поверили.

Так, по мнению Ливанова в России сегодня приняты «замечательные стандарты для старшей школы», на их основе предстоит готовить примерные учебные программы. Однако выступившие после министра делегаты выразили противоположную точку зрения. Ректор МГУ Виктор Садовничий выразил общую озабоченность педагогов в связи с объединением в новом федеральном государственном образовательном стандарте двух предметов - русского языка и литературы. Спрашивается, как сдавать объединенный ЕГЭ, если первый предмет является обязательным, а другой - нет. Учитель литературы Лев Айзерман вообще считает, что новый стандарт «изничтожает литературу», поскольку в нем литературе отведены полторы страницы, записано, что ученикам по литературе надо давать знания. Но эти знания, например, о «Евгении Онегине» можно получить и без прочтения, например по книжке «Евгений Онегин» за 30 минут». По мнению Айзермана, «знание без прочтения - это «литература» без литературы». Так вот, в стандарте нет литературы. Это изничтожение литературы. Как иначе можно охарактеризовать ситуацию, если, например, в Интернете размещен «Банк аргументов для ЕГЭ», представляющий собой цитатник на разные темы для написания егэшного эссе. Все книжные магазины буквально завалены разного рода пособиями и шпаргалками для сдачи ЕГЭ, который не рассчитан на талантливых учеников.

По мнению делегатов съезда, реформа образования и ЕГЭ в сфере словесности уже привели к тому, что школьники перестали читать книги даже из учебной программы. Как завила участница съезда Мария Ремнева, «еще никогда на филфак не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов». Она напрямую связала этот факт с введением ЕГЭ. По ее мнению, необходима новая форма экзамена по литературе, которая бы учитывала «общегуманитарные и психологические задачи проведения такого испытания». Напомним, по данным международного исследования PISA, по качеству чтения и понимания текста российские старшеклассники среди 65 стран заняли 41-е место. В этой связи формирование «списка Путина» - перечня из 100 книг, которые отныне должен будет прочитать всякий школьник, становится актуальной проблемой, которую необходимо решать сообща профессиональным педагогическим сообществом. Подчеркнем, не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. Согласно президентскому указу «Об обеспечении межнационального согласия», данный перечень должны включать книги по истории, литературе и культуре народов России. Правда, как заставить школьников читать эту сотню книг, если по статистике они сегодня не осиливают и 20 книг, включенных в школьную программу. Вопрос остается открытым.

Откликнувшись на призыв президента, руководство общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» оперативно разместило на сайте свой список «100 книг», который, с одной стороны, во многом дублирует учебную программу по литературе (со 2-го по 11-й класс), а, с другой стороны, достаточно произвольно включает отдельные произведения отдельных авторов. Нелепо смотрятся в этом списке в числе «литераторов русского зарубежья» Высоцкий, Галич, Окуджава, Цой и Тальков. Литература народов России в нем вообще не представлена.

В общем, съезд педагогов получился сердитым. В принятой резолюции особо подчеркнуто стратегическое значение обязательного изучения русской литературы как одного из условий формирования общенациональной идеи и сохранения целостности России. В документе говорится о недопустимости слияния в федеральном государственном образовательном стандарте самостоятельных школьных предметов «Русский язык» и «Литература», содержится обращение к новому руководству Минобрнауки с просьбой отменить приказ, которым указанный ФГОС был утвержден. Делегаты настаивают на разработке и законодательном закреплении процедуры общественной экспертизы не только проектов Федеральных государственных образовательных стандартов, но и других масштабных образовательных проектов.

Прислушаются ли «наверху» к тому, о чем говорили педагоги? Вряд ли. Минобразования не планирует пересматривать стандарты, а значит, обоснованные требования учителей так и останутся без внимания.



  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 25.07.2012  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100