Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Интеллигентный и настойчивый

Как только его не называют - и "факультет невест", и "факультет для избранных", и "элитарный"... Действительно, поступить на филфак МГУ всегда было делом престижным. Однако декан филологического факультета МГУ, профессор Марина Леонтьевна считает:

"Поступить на филфак может только не прагматик"

Марина Леонтьевна - личность в университете уникальная. В МГУ проработала в общей сложности 15 лет. Однако был период, когда ушла преподавать русский язык и литературу в школу. Затем вернулась. А осенью 91-го года на общефакультетском собрании была избрана деканом - первой в истории МГУ женщиной-деканом. Под ее руководством за последние 6 лет факультет обрел новое лицо: изменилась программа вступительных экзаменов, открылись два новых отделения - теории и практики перевода и византийской филологии, появилась собственная компьютерная сеть с выходом в систему Интернет, число зарубежных университетов-партнеров увеличилось до пятидесяти.

- Марина Леонтьевна, сейчас проходят вступительные экзамены. Какой у вас абитуриент в этом году?

- Как всегда, интеллектуальный. Настойчивый и интеллигентный одновременно.

Конкурс - четыре человека на место. Наш главный критерий при отборе - обьективность и оценка общего культурного уровня поступающего.

- Перед входом факультета - огромное количество иномарок. Это транспортные средства ваших абитуриентов?

- Нет, это вечерники с юридического: у них сейчас сессия. Наш факультет "новые русские" и их дети, как правило, обходят. Чтобы быть филологом сегодня, надо быть человеком непрактичным и одержимым наукой. Строго говоря, мы не выпускаем специалистов с профессиями, которые приносят большой материальный доход. Мы подходим к образованию не с точки зрения того, что нужно на потребу времени, а с точки зрения того, что нужно культуре вообще. Открыли, например, совершенно "непрагматичное" отделение новогреческой филологии...

- Вы недавно изменили требования к школьной программе. С чем это связано?

- Да не может одна голова столько воспринять и переварить! Вот мы и сократили программу по русской литературе. Изьяли из программы вступительных экзаменов Баратынского, кое-что из Гончарова и Белинского, "Мать" Горького... Зато заменили их Тютчевым, Фетом, Крыловым, Лесковым. Я вообще многое изменила бы в школьной программе. Когда я преподавала в школе, то учила литературу практически без учебников. Мы обсуждали, спорили, писали сочинения, а потом открывали учебник. И выяснялось, что у нас - не менее интересная точка зрения. К тому же своя.

Вообще я учила детей тому, что в школьную программу не входит. Например, истории живописи, архитектуре. Мы слушали классическую музыку, ездили по пушкинским и лермонтовским местам в разные экспедиции. Ведь чтобы стать филологом, мало прочитать положенное по программе число произведений. Надо иметь общую культурную базу. Вот до 1917 года в России в университет поступали после гимназии, где, помимо всего прочего, изучали греческий, латынь и старославянский. Эту традицию мы пытаемся возродить. У нашего факультета на сегодняшний день пятнадцать подшефных школ. Главная из них - школа N 1134 в Раменках в Москве. Там наши преподаватели учат и латыни, и греческому, и старославянскому, и древнерусской литературе, а летом вместе со школьниками ездят в фольклорные экспедиции.

Вообще-то главное, чему, на наш взгляд, надо научить в школе, - это умению воспринимать и любить жизнь такой, какая она есть, со всеми ее сложностями...

- Мне кажется, вас должны очень любить студенты.

- На самом деле я преподаватель на редкость самокритичный. Это же качество стараюсь привить и своим коллегам. Мы на своем факультете проводим, например, анонимное анкетирование студентов по поводу их отношения к своим преподавателям. Очередное анкетирование - в начале учебного года.

- Много в этих анкетах находите нелицеприятного?

- Разное пишут. Но оценки нашего труда порой бывают самые непредвиденные. Про одного очень талантливого преподавателя, например, написали так: "Он хороший лектор, но мы ему не нужны". Жестко, но справедливо. Любить нужно не только свой предмет, но и тех, кому ты его преподаешь. О студентах заботиться надо.

- Кстати, а как вы о них заботитесь?

- Каждый год у нас студенты ездят на стажировку за рубеж на два-три месяца бесплатно. У нас - связи с самыми именитыми университетами: Гарвардским, Йельским, Принстонским, Римским, с Сорбонной.

Мы на факультете никогда не препятствуем желанию студентов заработать - переводами, работой на компьютерах в коммерческих фирмах и так далее. Как правило, к третьему курсу доходы наших студентов выше доходов преподавателей, и это нормально. Все дельные - всегда при деле.

- Марина Леонтьевна, что вы посоветуете тем, кто в этом году не пройдет на ваш факультет по конкурсу?

- Во-первых, хочу сообщить, что у нас на факультете, так же, как и в других странах мира, существует коммерческая форма обучения, платная проще говоря. Мы принимаем на факультет и на таких условиях. Причем расценки у нас ниже, чем в других странах.

Ну а тот, кто к нам все же не попал, пусть приходит в будущем году. У нас на факультете за это время наверняка произойдут новые изменения, и станет еще интереснее.

Если хотите узнать, что это за изменения, подробнее, - приезжайте. Наш адрес простой: Москва, Воробьевы горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов. Наш телефон 939-23-77.

Ирина КОРОЛЕВА


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 20.03.2000  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100