Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Запрет паранджи - конец европейской демократии?

Нурия Фатыхова

Запрет паранджи - конец европейской демократии?Во Франции вступил в силу запрет на ношение паранджи. Кто ее наденет - штраф 150 евро. А мужа непокорной французским законам ждет тюремное заключение и тоже штраф, но гораздо больший - до 60 тыс. Ущемляет ли подобное решение французских властей право на самовыражение, подрывает ли основы демократии? Новость дня комментируют Рушан Аббясов, имам-мухтасиб Московской области, и Нино Самсонадзе

В день вступления в силу запрета на ношение паранджи, 11 апреля, во Франции на площади перед собором Нотр-Дам, где собрались противники закона, было арестовано несколько женщин с полностью покрытыми лицами. Их ждет штраф - 150 евро. Так Николя Саркози начал активно бороться против символов фундаментализма и за светские основы Франции.

Многие расценили действия французского правительства как проявление антиисламизма и нарушение закона «о свободе вероисповедания».

Около 2000 француженок из 65 млн. прячут лицо под никабом (женским головным убором, закрывающим лицо с узкой прорезью для глаз) или паранджой (женской верхней одеждой, похожей на халат с длинными рукавами и с закрывающей лицо сеткой). Никаб и паранджа распространены в мусульманских странах, но не являются религиозным символом, о котором говорится в Коране. Этот тезис неоднократно повторял и парижский имам Хасен Шалгуми, одобривший новый закон. Но многие упомянутое в священной книге мусульман слово «покрывало» в виду многозначности арабского языка продолжают трактовать как паранджа.

Почти одновременно с решением французских властей, Сирия (там запрещалось закрывать лицо в школах и университетах) и Аргентина, наоборот, разрешили ношение паранджи. А политики некоторых европейских стран подхватили инициативу президента Франции и предлагают запретить женщинам прятать лица на всей территории Европы.

Рушан Аббясов, имам-мухтасиб Московской области:   «То, что происходит сегодня в Европе, - это псевдодемократия, принципы которой нам постоянно пытаются навязать. К сожалению, в очередной раз после запрета минаретов, скандала с карикатурами нам показывают, что программа мультикультуры потерпела крах в Европе, что общество не готово к этому.С другой стороны, надо понимать, что этот атрибут - паранджа или никаб- не является религиозным. Это всего лишь национальный атрибут некоторых арабских и мусульманских государств.

Хочется все-таки отметить, что когда в Европе разрешают проводить гей-парады или парады, на которых люди непристойно одеты, - это, считается, совсем не ущемляет права других. А паранджа - да.

Вся эта история еще раз подтверждает, что Франция не готова к мультикультуре».

Нино Самсонадзе, консультант по управлению: «Принятие такого закона - это демонстрация очень сильных политических страхов и невозможности справиться с ситуацией менее жесткими мерами. Если мы рассматриваем решение французских властей с точки зрения сохранения светского государства, то здесь речь идет о том, что ни одна религиозная конфессия не должна демонстрировать свою религиозную принадлежность, если это ущемляет права других. Вообще, идея светского государства - это такая европейская идея. Но в данном случае решением, повторяю, движет мотив страха. Если идти по линии современных страхов, связанных, например, с терроризмом, другими ужасами нашего времени, то у многих возникнет вопрос: « А что прячется за паранджой». Но если встать на позицию представителя любой из религиозных конфессий, то этот запрет - очень жесткое решение. Так как мы точно также можем попросить других снять нательные крестики, сбрить пейсы, еще что-нибудь… Попросить индуса снять тюрбан, что для него, представителя определенной касты является вопиющим фактом, это что-то совершенно невозможное. Он это никогда не сделает ради чего-то или кого-то.Получается очень сложная ситуация. Просто политкорректность или толерантность тут не работают. Французский закон - неприятный симптом и сигнал.На чем построено светское государство? На культурной ассимиляции за счет сильной культуры данной страны. Но вопрос ассимиляции в 21 веке, по сути, уже не стоит, его не ставят. Считается, что если ты приезжаешь в какую-то другую страну, то ты ассимилируешься. На самом деле, сейчас этого не происходит.

Решение Франции - изначально игра на острых противоречиях и конфликтах. И дальнейшую ситуацию очень неприятно предсказывать. Но, на мой взгляд, дальше конфликт будет только нарастать, потому что запрет паранджи - не способ разрешения противоречий, ни к какому согласию таким образом прийти нельзя».

Страница сайта http://www.moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=11215