Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Мастера, пути, методы

В небольшой комнатушке-келье Белооблачной обители в Пекине сидит 86-летний даос. Редкая ростительность на полноватом лице. Лицо улыбчивое, доброжелательное. Девушка, тоже даоска, разносит зеленый чай. Уже 70 лет, как он "строит путь", практикуя даосизм. Семьи нет, детей тоже. Что же ему дал путь, выбранный им?

    - Читаю без очков, слух тоже нормальный.
    Явно не только это, но случайному знакомому одной фразой много не скажешь.
    - А нет ли книги о вашем богатом опыте?
    - Нет… У других есть какие-то писания, есть семья, дети, как у Чжоу Цзиньфу. Невозможно, чтобы все были как я!
    - Занимаетесь саморегуляцией?
    - Конечно, каждый день. Нет, не по утрам - в любое свободное время. Статической работой (цзингун): очисткой, успокоением, недеянием. Когда человек занимается разными делами, он быстро стареет. Очищаясь от разного, занимаясь главным образом недеянием, живешь долго. 
    - А как же необходимые бытовые дела?
    - Надо различать посленебесное и прежденебесное. Посленебесное (хоутянь) имеет жизненное, имеет деятельность. Прежденебесное (сяньтянь) имеет естественное, требует недеяния (увэй), что достигается очисткой, давая здоровье и долголетие.
    - И как складывается день?
    - Есть дела - делаю, нет дел - "сижу в покое" (цзинцзо).
    - А чем занимается Даосское общество, расположенное здесь в обители?
    - Нет определенной деятельности. Но бывают культовые мероприятия. Еще ездим по стране для обмена опытом.
    - А что такое "работа над чистотой"?
    - Избавление от мыслей. Они относятся к последующему небу. В даосских методах главное - естественность.
    - Но у всех есть мысли! 
    - Однако это - от последующего неба, а нужно - природное. Дерево естественно растет большое, а посади в горшок - этого не будет. Когда строишь путь (сю дао), без избавления от мыслей не обойтись. А если не хочешь строить путь, думай себе о чем угодно. Вот, думает человек: побольше бы денег иметь. Имеет комнату - думает о доме. И совсем другое дело, когда ограничиваешь себя: нет суетных мыслей. Кроме того, строя путь, нужно отказаться от секса: энергии на всё не хватит.

Даосы строят путь в бессмертие, в результате их занятий потребность исчезает… если не влюбишься случайно - тогда всё восстанавливается.

Последний вопрос к даосу: о секретности.

    - В даосизме нет секретов, всё открыто.
    - А Чжоу Цзиньфу всё время говорит о секретах, - подначиваю я прислушивающегося к разговору Чжоу. Старик смеется:
    - Нет секретов! Тем более от вас: вы гости. 

Мы благодарим, фотографируемся на память (китайцы это любят) и идем на Малый Пэнлай: Чжоу пообещал раскрыть кое-какие секреты даосских техник - иначе не уговорить спонсоров пригласить его в Россию.

Пэнлай - это астральный остров, где живут бессмертные - те, кто уже построил путь и поднялся в небо. Он иногда проявляется. Многие видели его на протяжении двух тысячелетий. Это у северного побережья Шаньдунскго полуострова, на самом востоке Китая. А Малый Пэнлай - задний двор Белооблачной обители. Раньше там поселялись отшельники для углубленной работы, рассказывает учитель Чжоу. И сами оттуда не выходили, и посторонних туда не пускали. Мы же выбираем там самый дальний закуток между искусственной горкой с беседкой наверху и павильоном неизвестного назначения, и мастер показывает пару упражнений. Одно понравилось.

Сплетают пальцы рук перед собой внизу, напрягают ноги, ягодицы, живот, выворачивают кисти ладонями вниз и, не снимая напряжения, медленно поднимают руки вперед и вверх, затем так же медленно поворачиваются влево и вправо. Вытянутые руки при этом параллельны друг другу. Затем медленно опускают руки вперед и вниз, расплетают пальцы, расслабляются. Дыхание свободное. В результате появляется удивительно приятное ощущение наполненности энергией. Впрадачу тренируется масса суставов и мышц.

Фото 1
Фото 1

Парадоксальна идея мастера: работаешь расслабленно, отдыхаешь (спишь) напряженно. И показал, как спит: на боку, одна нога чуть не упирается коленом в грудь, другая тоже согнута, но меньше. Одна рука лежит под головой, другая - на теле. А работа, даже умственная, не должна вызывать умственного напряжения: только при расслабленном сознании работает интуиция. В его терминах это звучит так: "делая дела, имей продвижение (когда сознание расслаблено) и отступление (когда напряжено)". Рекомендуемая им поза для сна ускоряет движение ци-крови, а это высший уровень тренировки духа-шэнь.

Внешне в китайских гимнастиках мало что можно увидеть: где напряжение, где расслабление, тем более - куда направлена мысль и как течет энергия. Лишь настроившись на исполнителя, можно что-то почувствовать. А пригласить Чжоу к нам очень хочется, потому что 15 лет в даосских обителях - от хижин до дворцов - дали ему уникальные знания и по системе тайцзи-цюань (истинной, даосской, как он считает), и по фэншуй, и по лечению диабета. Не зря его фамилию можно увидеть в списке знаменитых людей Китая (фото 1).

Если мастер Чжоу считает, что непосвященных особо посвящать не следует, то мастер Чжу не только что-то рассказывает, но и показывает. Например, просит давить на руку и обращает ваше внимание: смотри, твое усилие куда-то исчезло! В журнале "Цзиньу" (Тонкое воинское искусство) у него есть статья "Толкающие руки без рук". Толкающие руки - вторая, но главная часть тайцзи-цюаня (первая - комплекс): стоят двое и толкаются руками по очереди, и это часами. Зачем?

В песенном заклинании говорится: "Великий предел не использует рук, руки достигли и больше не ходят". Речь идет, конечно, о высокой степени мастерства в боевой гимнастике "Великий предел" - тайцзи-цюань, требование к которой - "дух расправлен, тело спокойно".

Знаменитый Чэнь Синь, впервые описавший тайцзи-цюань (книга не переведена, кажется, ни на один европейский язык), указывал, что толкание - "болезнь" , т.е. ошибка. Потому что физически нужно не толкать, а только касаться. Отработав это, пишет Чжу, оставляют между руками промежуток - примерно 10 см. И если тренирующийся контактно могут почувствовать все намерения противника, то бесконтактная работа - чистая экстрасенсорика, проявление скрытых способностей.

Мастер Чжу показал простенькое упражненьице: поднять руки вверх и отпустить их - пусть падают. Если не умееешь расслабляться (а это главное требование в тайцзи и в цигуне), руки будут падать с задержкой, притормаживаясь.

Самый для нас интересный мастер - Высокий, по имени Крепкий-Летающий. По-китайски - Гао Чжуанфэй. Мы его называем Золотое Сердце за открытость и доброжелательность. При встрече он сразу начинает что-то рассказывать и показывать, но нам нехватает знаний и умений, чтобы всё воспринять. Он по специальности врач китайской и европейской медицины, знаток традиционных лекарств, а главное - ученик знаменитого Ван Пэйшэна, нашего современника. Из его техник самая поразительная - "подвижная пустота" (линкун).

Вот пример. Стоишь напротив напарника и смотришь через его левое плечо в бесконечность. Мысленно раскручиваешь его макушку против часовой стрелки и делаешь, так же мысленно, шаг вперед. А он отлетает от тебя на несколько шагов. В России у меня это не получалось, не то что при работе с сенситивными мастерами в Китае. Есть и более простые методики, которые обычно получаются. Когда этим забавляются мастера, все хохочут, глядя на отлетающего метров на пять или кружащегося вокруг мастера против своей воли. Сам подопечный тоже хохочет. Потом меняются местами, и всё повторяется. Нет злобы. Нет сосредоточенного лица, как у боксера. Главная задача - тренировка сознания в создании мыслеформ. Ведь мысль - главная движущая сила в космосе, "вначале был логос" - мыслеформа, сформировавшая мир.

В человеке "мысль ведет ци, ци ведет кровь". Ведя мысль вне тела и создают суггестивное воздействие без гипнотического отключения сознания, т.е не нарушая закон свободы воли. В результате тренировки нет усталости - наоборот, прилив сил, энергии, в том числе психической: ведь все улыбаются, смеются.

Естественно, у людей нервных, дерганых, злобных перегруженных разными мыслями, страстями, ничего не получится: не сумеют направить мысль в одну нужную точку, потом в другую - мысль у них будет прыгать, рассеиваться. Ибо этические законы - это законы природы, не соблюдаешь их - природа высоко не пустит.

Мы пошли пить кофе в кафе, но и там Золотое Сердце порассказал много интересного.

Нижняя часть туловища должна быть устойчивой, верхняя - подвижной. Нижний центр только упруго расширяется (на выдохе) и сжимается (на вдохе, т.е. при наборе ци), а верх может крутиться. Энергия должна выходить из тела и входить. На выдохе протягивают руку, чтобы взять предмет, на вдохе подносят вещь к себе. Певец на высоком тоне излучает энергию, а на низком набирает. В гимнастиках корпус как бы опирается на одну точку в пахе, поэтому должно быть ощущение, что пах подпирает некую вертикальную линию, и этот стержень тела должен ощущаться и сохраняться все время, при всех перемещениях. Пах все время подпирает, поэтому говорят: земные врата постоянно закрыты, а небесные постоянно открыты - через макушку поступает космическая энергия.

Разные стили гимнастики тайцзи, рассказывает Гао, определялись физическими особенностями их основателей. Так, У (Шумный) Цзяньцюань, создатель стиля У, был маленького роста, поэтому и движения у него в основном скованные. И он не мог нагибаться: мешал большой живот. Ян Чэнфу, создатель современого стиля Ян, отличался высоким ростом, и движения у него более размашистые. У (Воинственный) Хэцин, создатель своего стиля У, страдал болезнью ноги, поэтому не переступал ногами, а как бы волочил одну ногу, оставляя ее сзади. У Сунь Фуцюаня, создателя стиля Сунь, ноги не болели, он мог свободно выполнять открывание-закрывание (кай-хэ).

Фото 2
Фото 2

Мастер считает, что правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление, связано с мудростью и многотысячелетней информацией, накопленной человечеством за всю его историю, и как с помощью тайцзи его "вскрыть", параллельно активизируя левое - важнейшая задача гимнастики. Движения тела определяются левым полушарием и относятся к тренировке "последующего неба" (хоутянь). Это как "мягкое" (программное обеспечение) и "жесткое" (аппаратура) в кибернетике.

Подняться на уровень творчества, искусства можно лишь развив правое полушарие, фиксируя пространственные образы и управляя их движениями. Если части тела движутся под управлением нервной системы, то мыслеобразы - при помощи системы энергетических каналов, выявляемых не анатомически, а акустически и электрически. Сеть каналов проходит не только внутри тела, но и снаружи, в итоге соединяя статику и динамику тела. Поэтому мастера говорят: "человек не знает меня, а я его чувствую" (мы бы сказали: чувствую его поле) (фото 2).

Фото 3
Фото 3

Первым моим знакомым мастером был Ши Мин (несколько вольный перевод: Петров Просветленный). Это описано в книге "Москва - Пекин и (главное) обратно" (фото 3). Несмотря на теплое отношение, развивавшееся годами (он явно радовался, что я приходил в парк лилового бамбука, где он вел занятия ежедневно), мастер ничего не рассказывал и не показывал, соблюдая правило: пусть учится у учеников. Один из главных учеников - Сяо Вэйцзя. Это он познакомил с Ши Мином, которого нашел после 13 лет поисков хорошего мастера, у которого есть что взять. И много лет он слушал указания мастера и ничего не понимал - пока не дойдешь в тренировках до определенного уровня и не почувствуешь, слова ничего не говорят.

Я спросил Сяо Вэйцзя: как пишутся иероглифы его имени. Оказалось, Вэйцзя - это просто Витя, так что он - Виктор Сяо. Отец его - "русский пасатель" Эми Сяо, китаец. Мать - немка. А он - русский: вырос в знаменитом интернациаональном детдоме в Иваново, любит вареную колбасу и черный хлеб, который я ему регулярно привожу в Пекин. И - удивительно! - черный хлеб очень понравился Чжоу Цзиньфу, у которого вообще непонятная любовь к России.

Мать Виктора прибыла в Россию после революции, в Китай - после победы коммунистов и поражается, насколько современные люди не понимают того великого подъема, который был в этих двух странах в послереволюционные годы.

Виктор рассказывает. Когда занимаешься малым циклом неба (сяо чжоутянь), глвное - проработать передний канал (жэньмай), по которому энергия скатывается вниз, ибо если разработан только задний (думай), то то энергия, поднявшись, застрянет в голове, что мало приятно. Существует три уровня вращения энергии по этому циклу. Первый - когда ведешь ее мысленно, второй - когда она крутится сама и третий - когда по спине поднимается нечто толщиной в руку - а ведь в теле нет таких широких каналов! Такое инициировал у Виктора и других учеников мастер Ван Липин, который не повел через голову, опасаясь последствий, а опустил через грудь. (Нечто подобное происходит при подъеме кундалини, но йоги ведут вверх и вниз, а даосы вращают по кругу).

Мастер Ши Мин умер от диабета. Виктор, узнав, про болезнь, направил к нему Чжоу Цзиньфу, специалиста по диабету, излечивающего 80% больных. Ши Мин стал выполнять указанные упражнения, ему стало лучше, но вдруг бросил, заявив, что раз Богу это угодно… В общем, не стал бороться за себя. Его место в парке лилового бамбука занял его сын, бросив работу (фото 4).

Все знакомые мастера занимаются гимнастикой тайцзи-цюань: кто стилем Чэнь, кто У-Шумного, но не забывают и цигун. Начальная цель занятий - отрегулировать собственное состояние: физическое, психическое ("избавление от ста болезней"), духовное. Чтобы освоить работу с пространством, занимаются мыслью. Например, во время толчка ладонями мысль направляют в точки "дворец труда" (лаогун) в центре ладоней, работают с шаром - представляют этот шар, и т.д. Особенно полезно выполнять знакомые упражнения мысленно. Находясь в удобной позе, мысленно принимают позу лотоса и делают то, что нравится. Мысль в человеке - "главный канцлер", без мысли нет восточных гимнастик.

Вот мы и вернулись к старому даосу, который занимается такими статическими упражнениями: тело неподвижно, а мысль движется по заданной программе, движется плавно, гармонично - тело становится таким же гармоничным, а потому - долгоживущим. Стоит сравнить со спортом: какой вид спорта обещает долголетие? В Китае если автор школы не обещает гармонию организма и долголетие, к нему никто не пойдет.

В заключение несколько слов о патриархе - Ван Пэйшэне. Первая попытка завязать контакт окончилась неудачей: мы хотели заснять боевой аспект, но он (как и Ши Мин) категорически отказался что-то показывать типа драки. Он сидел на скамеечке, пил зеленый чай из стеклянной баночки с завинчивающейся крышкой, а ученик обучал людей начальным движениям в тайцзи-цюане. Не гоже мастеру обучать азам. В другой раз он отвечал японцу на вопросы о китайской медицине (речь шла по-китайски). Видя, что я несколько заскучал, он предложил мне взять его за палец и слегка сжать. Я нагнулся к нему с дивана выполнять просьбу - и тутже отлетел обратно на диван. А он смеется, предлагает повторить и показывает: его рука абсолютно расслаблена да и весь он кажется старчески хилым. Всё это снимали две видеокамеры (фото 5: Ван Пэйшэн, его ученик и Виктор Сяо с женой).

Фото 5
Фото 5

Как помочь проекту "Активное долголетие"


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 01.10.2010  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100